Обвинения против Николая Полухина строятся на довольно запутанном и невнятном расследовании Международного паралимпийского комитета (МПК), уже почти десять лет преследующего российских паралимпийцев на всех своих турнирах (чего стоит только выдворение с зимней Паралимпиады в Пекине в 2022 году всей нашей сборной). В своем «расследовании» МПК опирается на так называемые «доказательства» Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) о якобы существовавшей с 2012 по 2015 годы в России спонсируемой государством допинговой программы. Согласно печально известному «Докладу Макларена», опубликованному на сайте МПК, утверждается, будто бы лаборатории в Москве и Сочи использовали «методологию исчезающих положительных результатов» для сокрытия положительных тестов, заменяя «грязные» образцы мочи спортсменов «чистыми» во время зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году.
В связи с этими псевдо-обвинениями 7 марта 2023 года МПК предъявил Полухину обвинение в фальсификации результатов путем подмены мочи, что является нарушением статьи 2.2 антидопингового кодекса МПК 2011 года. Стоит отметить, что Полухин признался в использовании триметазидина (ТМЗ) вне соревнований в феврале 2014 года, когда он не был запрещен, но отрицал причастность к подмене проб. Независимый антидопинговый трибунал МПК рассмотрел научные и фактические доказательства, прежде чем прийти к заключению.
Трибунал установил, что в то время, как сочинская лаборатория готовилась к обмену образцами для спортсменов-олимпийцев, у нее не было банка чистой мочи для паралимпийцев. Когда триметазидин был обнаружен в образцах российских паралимпийских лыжников и биатлонистов , включая Полухина, тестирование, якобы, было остановлено, а результаты будто бы были ложно объявлены как отрицательные. Чтобы избежать воздействия при повторном анализе, российские власти, убеждены чиновники МПК и ВАДА, якобы, позже утилизировали «грязную» мочу и заменили ее «чистой» при помощи неких агентов ФСБ, как утверждается в «Докладе Макларена». Стоит отметить, что местами это произведение читается как залихватский шпионский бестселлер, особенно в том месте, где рассказывается, как агенты ФСБ проводили подмену бутылочек с анализами спортсменов: «...В удобный момент, обычно около полуночи, когда в помещении никого не было, К*** перемещал пробы А и Б защищенных спортсменов через «мышиную нору» из помещения аликвотирования в рабочее помещение, где в это время находились д-р Родченков и другие сотрудники. После перемещения пробы попадали к сотруднику ФСБ Б***, у которого был допуск в лабораторию под прикрытием инженера водопровода/канализации, нанятого проектно-конструкторской компанией...". И далее в том же духе. Тем не менее именно на основании этого документа применялись самые жесткие санкции к нашему спорту начиная с 2016 года…
Возвращаясь к делу нашего паралимпийца, стоит отметить, что Судебно-медицинская экспертиза бутылки с образцом Полухина выявила царапины, отметины и «след зуба с остатками мочи» (!), что указывает на многократное открывание и повторное закрывание. Анализ 2018 года показал, что состав мочи изменился с 2014 года. Тест ДНК подтвердил, что подмененная моча все еще принадлежит ему, и никаких правдоподобных альтернативных объяснений предоставлено не было. Трибунал постановил, что единственной причиной повторного открывания бутылок была подмена мочи, и пришел к выводу, что Полухин виновен в произошедшем.
Трибунал подтвердил антидопинговое обвинение и постановил, что действия Полухина серьезно подорвали целостность Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года. В соответствии со статьями 9 и 10.1 Антидопингового кодекса все его результаты на Играх были аннулированы, что привело к конфискации его медалей. Другие последствия, включая срок дисквалификации, будут отдельно определяться Международной федерацией лыжного спорта и сноуборда (FIS) и Международным союзом биатлонистов (IBU) . Первоначально Полухин подал апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS), но апелляция была признана отозванной в марте 2025 года из-за неуплаты авансовых расходов. На которые у нашего паралимпийца, видимо, не хватило средств.
Джуд Эллис, глава антидопингового отдела МПК, с гордость заявил западным СМИ: «После публикации доклада Макларена 2016 года о спонсируемом государством допинге в России МПК расследовал несколько крайне сложных дел, связанных с российскими спортсменами, которые соревновались на зимних Паралимпийских играх в Сочи в 2014 году. В связи с исключительной уникальностью этих дел — отсутствием положительных проб, которые можно было бы запросить, как это обычно бывает в антидопинговых делах — сбор достаточных научных и фактических доказательств для предъявления спортсмену обвинения в нарушении антидопинговых правил был затруднен. Но мы все же справились с этой непростой задачей.
Так, например, после анализа огромного объема имеющихся у нас данных, полученных в ходе расследований ВАДА, дело Николая Полухина достигло в результате размышлений и совещаний так называемого «критического порога доказательств», позволяющего предъявить спортсмену обвинение в нарушении антидопинговых правил. Разрешение этого дела подводит черту под длительным процессом расследования возможных нарушений антидопинговых правил российскими спортсменами на зимних Паралимпийских играх в Сочи в 2014 году. МПК благодарен ВАДА за поддержку, полученную в ходе этого длительного процесса».
Помимо дела Полухина, МПК, основываясь на уже упоминавшихся весьма своеобразных доказательствах ВАДА о якобы существовавшей спонсируемой государством допинговой программе в России, в июне 2024 года отстранил на два года паралимпийского пловца Алексея Лыжихина. Кроме того, антидопинговое агентство РУСАДА предъявило обвинения нескольким паралимпийским спортсменам.
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!