Международный Олимпийский комитет, переживает свой собственный период великолепия - об этом сообщил членам МОК председатель Финансовой комиссии Сер Мианг Нг на 144-й сессии МОК в Греции. Его выступление состоялось за день до избрания Кирсти Ковентри 10-м президентом главной спортивной организации. Вместе с тем многие эксперты указывают на многочисленные серьезные противоречия в политике МОК, такие, как положение российских и белорусских спортсменов, дебаты вокруг защиты прав женщин в спорте, вооруженные конфликты по всему миру и непредсказуемость нового правительства Соединенных Штатов. Говоря простыми экономическими терминами, потеря спонсоров и переговоры по телевизионным контрактам, которые заслужили специальный репортаж газеты Financial Times перед голосованием в Греции, рисуют тревожный горизонт.
Преемнице немца Томаса Баха придется сохранять спокойствие под растущим давлением. Бывший глава маркетинга Международного олимпийского комитета (МОК) Майкл Пейн, которому приписывают обновление бренда МОК и его финансов посредством спонсорских соглашений, сообщил в интервью агентству AFP, что организация «не сталкивалась с такой сложной геополитической ситуацией уже много лет», и подчеркнул, что Ковентри понадобится «сильный характер, твердая воля и сосредоточенность», чтобы ориентироваться в текущей ситуации.
С экономической точки зрения бюджетная мощь МОК пострадала от ухода нескольких членов спонсорской программы TOP (Аббревиатура «TOP» означает программу «Олимпийский партнер». Это глобальная спонсорская программа, которой управляет МОК, была создана Хуаном Антонио Самаранцем в 1985 году), которая представляет собой один из основных финансовых столпов комитета. Исход таких компаний, как Panasonic, Bridgestone и Toyota, нанес серьезный удар. Действительно, японский автомобильный гигант, мировой лидер в своем секторе, ушел с этой арены, сославшись на растущую политизацию Олимпийских Игр в качестве основной причины .
Потери пугающе высоки. Согласно сообщениям Associated Press , Toyota выложила 835 миллионов долларов (761 миллион евро) на продвижение четырех Олимпийских игр (летних и зимних) с 2015 по 2024 год, эпоха, которая закончилась явным разочарованием директора компании Акио Тойоды, который заявил AFP в конце сентября 2024 года («МК» писал об этом): «Я уже некоторое время задаюсь вопросом, действительно ли это мероприятие ставит спортсменов на первое место».
Дело Toyota вызвало цепную реакцию, за которой последовали Panasonic и Bridgestone . Каждая из них инвестировала около 200 млн долларов (182 млн евро) за четыре года в качестве глобальных партнеров. В сентябре 2024 года, в то время как Panasonic сослалась на «управленческие соображения» в качестве причины своего решения, Bridgestone утверждала, что это было «из-за реструктуризации стратегии» и подтвердила свою «приверженность миссии МОК по построению лучшего мира посредством спорта».
Финансовый риск для тех, кто стремится присоединиться к элитным спонсорам TOP, возрос, поскольку стоимость сотрудничества TOP резко возросла с $950 млн в период с 2009-го по 2012 год до почти $2,3 млрд за последний четырехлетний период. Coca-Cola, AB InBev, Alibaba, Airbnb, Allianz, Deloitte, Omega, Procter & Gamble, Visa и Samsung продолжают активно работать в категории TOP, а Intel и Atos довели общее число до двенадцати. Однако контракты этих двух последних компаний все еще ожидают продления, и уход обоих технологических гигантов нанесет еще один тяжелый удар.
Терренс Бернс, генеральный директор американского агентства TBSG и гиганта в олимпийском маркетинге, который провел множество успешных заявок, присоединился к растущим публичным дебатам. В интервью SportsPro Бернс отметил, что задача МОК заключается в создании новых спонсорских категорий, при этом обеспечивая их достаточную привлекательность для местных оргкомитетов, чтобы они могли достичь своих инвестиционных целей.

***
Во время своей предвыборной кампании Ковентри выступала за открытый диалог с компаниями-спонсорами и рабочей группой в рамках программы TOP для согласования ожиданий с меняющимися потребностями МОК. «Спонсоры хотят большего, чем просто видимость в течение двух недель Олимпийских игр; они стремятся к постоянному взаимодействию со спортсменами и болельщиками, — утверждала она 30 января 2025 года. - Чтобы провести действительно исключительные Игры, мы должны серьезно поговорить о будущем программы TOP и о том, как она должна быть устойчивой».
Другим важным столпом, поддерживающим финансы МОК, являются телевизионные права, которые составляют почти 60% его доходов. Совсем недавно организация продлила свой вещательный контракт с американской сетью NBC посредством сделки на 3 млрд долларов, охватывающей зимние Игры 2034 года в Солт-Лейк-Сити и летние Игры 2036 года.
Предыдущее соглашение NBC о правах на олимпийские трансляции было подписано в 2014 году на сумму 7,7 млрд долларов США и распространялось как на летние, так и на зимние Игры до 2032 года. Начиная с Лос-Анджелеса 1984 года, сеть была основным финансистом Олимпиады, но в современном медиапространстве назревают серьезные проблемы, такие как фрагментация потребления медиа, массовая цифровизация контента и жесткая конкуренция со стороны других источников развлечений.
Хуан Антонио Самаранч-младший считает, что гибкость является ключом к модернизации прав на трансляцию. «Спортсмены должны иметь возможность делиться кадрами своих выступлений в социальных сетях. Это поддерживает интерес публики и привлекает новых поклонников», — утверждал он на 143-й сессии МОК. Задача ясна: сохранить прибыльные долгосрочные контракты с крупными вещателями, одновременно адаптируясь к быстро меняющемуся цифровому ландшафту, где спорт конкурирует с постоянно расширяющимся спектром развлекательных возможностей.
Согласно данным, предоставленным МОК, Ковентри унаследует финансовую ситуацию, в которой коммерческие доходы, включая права на трансляцию и спонсорские соглашения, составят $7,3 млрд за олимпийский цикл, кульминацией которого станут Игры в Лос-Анджелесе 2028 года, что ниже $7,7 млрд, зафиксированных в последний срок полномочий Баха. С этой отправной точкой новому президенту придется много работать в условиях растущей инфляции.
Большая часть доходов МОК поступает от прав на трансляцию и спонсорских сделок. Организация утверждает, что перераспределяет 90% этих доходов, что эквивалентно 4,2 млн долларов США в день, на поддержку Олимпийского движения, которое включает финансирование международных федераций, участвующих в летних и зимних играх, 206 национальных олимпийских комитетов (НОК) и организацию Олимпийских и юношеских Олимпийских игр.

***
Оглядываясь назад, можно увидеть масштабы этого вопроса. На Олимпиаде в Токио-2020 федерации и НОК получили по 540 млн долларов США, а на Олимпиаде в Пекине-2022 их зимние коллеги разделили в общей сложности 201 млн долларов США. К этому следует добавить поддержку, оказываемую городам-организаторам, причем цифры постоянно растут с каждым изданием: организаторы Токио получили 1,9 млрд долларов США (1,74 млрд евро), а Пекину было выделено 970 млн долларов США (890 млн евро). Еще одной ключевой областью, в которой МОК оказывает значительное финансовое влияние, является антидопинговое регулирование. В 2024 году он внес 26,5 млн долларов США (24,3 млн евро) во Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), что покрыло половину бюджета организации.
Между тем, согласно статье Financial Times «Работает ли все еще олимпийская бизнес-модель?», краткосрочные зарплаты и льготы для руководителей высшего звена выросли с 7,9 млн долларов США в 2013 году до 15,4 млн долларов США в 2023 году, в то время как численность сотрудников в штаб-квартире МОК в Лозанне увеличилась с 355 в 2012 году до 800 в 2023 году.
Многие считают, что пришло время переформулировать коммерческую модель, учитывая, как МОК ориентируется во все более фрагментированном политическом мире, где постоянно развивающийся рынок маркетинга и вещания будет определять будущее Олимпийского Движения. Мартин Соррелл, основатель рекламного гиганта WPP и бывший член Комиссии по коммуникациям МОК, заявил AFP на прошлой неделе, что новому президенту нужен уникальный набор навыков из-за «огромной нестабильности мира».
Несмотря на неопределенность, президент Финансовой комиссии МОК Сер Мианг Нг защищает финансовую устойчивость организации. «Финансовый успех очевиден и, несомненно, продемонстрирован данными и цифрами прошлых и будущих Олимпийских игр. Эти достижения позволили МОК продолжать оказывать сильную долгосрочную поддержку спортсменам и олимпийскому движению», — заявил он на 144-й сессии МОК . Между тем организация признает, что критика ее экономической модели является обычной частью политических дебатов во время президентских избирательных кампаний.
Финансовые прогнозы предполагают переоценку модели расходов МОК, как заявила сама Ковентри в онлайн-интервью Inside The Games перед голосованием. «Есть хорошие расходы, такие как поддержка федераций, НОК и развитие спортсменов. Затем есть плохие расходы, которые мы всегда будем иметь в какой-то степени, но наша цель — минимизировать их. Наконец, есть уродливые расходы, те, которые больше не актуальны сегодня (Интересно, согласуются ли они с указом Трампа о защите женского спорта от 6 февраля 2025 года?) Мы должны исключить их из бухгалтерских книг, чтобы получить больше гибкости для инвестирования в то, что действительно важно», — заключила она.
(По материалам зарубежной прессы.)
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!