Звездный теннисный дуэт Синнер-Свёнтек потратил небольшие состояния на то, чтобы оперативно доказать, каким образом запрещенные вещества попали в их организм. Но другие игроки, многие из которых не располагают большими финансовыми ресурсами, по понятным причинам перед новым сезоном заметно нервничают. «Многие спортсмены, которых я знаю, испытывают серьезные опасения насчет допинга. Мы осознаем ситуацию и то, насколько легко все может быть загрязнено. Есть определенные добавки, которые я, возможно, захочу принимать, но не могу, потому что они продаются без рецепта и не проходят проверку», - заявила бывшая чемпионка US Open Эмма Радукану.
Британская спортсменка рассказала, что стоимость партии тестовых добавок составляет более 1000 долларов. Шестой номер мирового рейтинга россиянин Андрей Рублев поддержал слова Рэдукану, заявив, что он очень боится употреблять что-либо, в чем не уверен на все сто процентов. Профессор Университета Кингстона Андреа Петроцци, занимающийся исследованиями в области борьбы с допингом, заявил, что проведенные опросы выявили растущую обеспокоенность среди элитных спортсменов по всему миру нарушениями антидопинговых правил, вызванными попаданием в организм запрещенных веществ.
«Теннисисты выразили страх и беспокойство по поводу непреднамеренного нарушения антидопинговых правил, которое может иметь серьезные последствия для их репутации, карьеры и средств к существованию», — сообщил Петроцци агентству Reuters. Он также отметил, что многие спортсмены принимают меры предосторожности, в том числе тщательно проверяют лекарства, избегают нетрадиционных методов лечения, и полагаются только на проверенные сторонними организациями добавки, регистрируя номера партий добавок и лекарств.
Некоторые заходят так далеко, что ведут специальные журналы и полностью избегают определенных продуктов в некоторых странах. Но они понимают, что даже самый высокий уровень бдительности не может полностью исключить риск заражения или воздействия окружающей среды. «Важно также признать, что ресурсы и стратегии, необходимые для такого уровня бдительности, доступны не всем. Существует четкое разделение на «глобальный Север» и «глобальный Юг», с различиями в образовании, ресурсах и системах поддержки, что делает многих спортсменов более уязвимыми», — добавил Петроцци.
***
Янник Синнер был оправдан после того, как ему удалось убедить антидопинговые органы в том, что следы анаболического андрогенного стероида клостебола в его организм попали от его физиотерапевта во время массажа. Однако апелляция, которую подало Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) на это решение означает, что победителю Australian Open и US Open 2024 года по-прежнему грозит потенциальная дисквалификация сроком до двух лет.
Ига Свёнтек получила всего лишь месячную дисквалификацию после положительного результата допинг-теста на гормон и модулятор метаболизма триметазидин, который, по её словам, был результатом заражения ее снотворного. Вторая ракетка мира рассказала польскому телеканалу TVN24, что она потратила 70 тысяч долларов на адвоката и чуть более 15 тысяч на экспертные заключения в свою защиту по этому делу.
Скорость, с которой рассматривались дела Синнера и Свёнтек, бросила яркий свет на всю антидопинговую систему в теннисе после того, как бывшая первая ракетка мира Симона Халеп и британка Тара Мур раскритиковали чиновников за длительные задержки в рассмотрении их собственных дел. Ранее антидопинговая программа в теннисе контролировалась Международной федерацией тенниса, пока в 2021 году после всестороннего анализа не было сформировано независимое Международное агентство по обеспечению честности в теннисе (ITIA).
С тех пор как с 2022 года оно начало заниматься не только борьбой с коррупцией, но и борьбой с допингом, дела Синнера и Свёнтек стали самыми громкими расследованиями со стороны агентства, поскольку оба они были первыми ракетками мира, когда провалили тесты. ITIA утверждает, что все случаи применения допинга рассматриваются на основе фактов и доказательств, а не зависят имени игрока, рейтинга или национальности. Однако ей не удалось полностью опровергнуть обвинения в двухуровневой системе.
В отличие от элитных спортсменов в других видах спорта, теннисисты фактически являются самозанятыми, и время, проведенное вне игры для отбывания наказания или борьбы с дисквалификацией за употребление допинга, означает потерю дохода. Наш Андрей Рублев призвал к более быстрому принятию решений в случаях случайного заражения и некоторому смягчению правил.
«Конечно, мы хотим, чтобы спорт был чистым. Но мы также хотим, чтобы допинговые правила не были такими строгим, потому что тогда вы настолько напугаете всех теннисистов, что даже те ситуации, в которых вы не виноваты, будут стоить вам годы дисквалификаций. Так быть не должно», — сказал он в интервью сайту Tennis Majors.
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!