Осенью 2023 года МОК отстранил ОКР из-за включения в его состав олимпийских советов ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Апелляция, поданная ОКР в Международный спортивный трибунал (CAS), требовала отменить решение МОК и восстановить полноправное членство в главной олимпийской организации.
CAS рассмотрел апелляцию ОКР 26 января 2024 года. А почти через месяц, 23 февраля, Спортивный арбитражный суд принял решение об отклонении апелляции ОКР, заявив, что исполком МОК при принятии решения об отстранении «не нарушил принципов законности, равенства, прогнозирования или пропорциональности».
ОКР в ответ указал на то, что данное решение CAS – еще одно свидетельство того, что «гражданская и спортивная дискриминация, направленная против россиян, в преддверии Игр в Париже достигла невиданных масштабов».
В мотивировочной части, опубликованной на сайте суда 6 марта, CAS отмечает, что действия МОК – это «вполне разумный ответ на серьезное нарушение со стороны Олимпийского комитета России». Более того, по мнению CAS, Исполком МОК мог наложить даже более серьезные санкции в отношении ОКР и приостановить его членство до тех пор, «пока не будет разрешен спор между Россией и Украиной». Но МОК решил приостановить членство «до дальнейшего уведомления», чтобы, если это будет оправдано будущими обстоятельствами, можно было отменить приостановление.
МОК отстранил ОКР, опираясь на пункт Олимпийской хартии, по которому исполком организации может принимать любые решения по защите олимпийского движения в том случае, если конституция, закон или другие нормативные акты, действующие в стране, приводят к препятствованию деятельности Национальных олимпийских комитетов.
«Пятый фундаментальный принцип олимпизма требует политической нейтральности среди спортивных организаций в рамках олимпийского движения. МОК обязан обеспечить, чтобы каждый Национальный олимпийский комитет придерживался политического нейтралитета и соблюдал требования Олимпийской хартии. Это подразумевает предотвращение вмешательства любого НОК в территориальную юрисдикцию другого НОК. Таким образом, CAS не может принять утверждение ОКР, что защита целостности НОК Украины не может быть основанием для принятия решения», – говорится в мотивировочной части CAS.
CAS считает, что санкции МОК применены в отношении ОКР не из-за вооруженного конфликта. Причиной отстранения является факт принятия в свои члены региональных украинских организаций в нарушение устава МОК. При этом CAS не считает, что российской стороной в поддержке апелляции о нарушении принципа законности могут быть использованы действия МОК в 2016 году, когда в состав ОКР были включены олимпийские советы Крыма и Севастополя.
Судьи пришли к выводу, что ситуация с принятием в состав ОКР олимпийских советов Крыма и Севастополя отличается от нынешней. Панель признает, что действия МОК тоже были разными, но не признает, что эти различия ставят под сомнение законность сегодняшнего решения. Решающим, по мнению CAS, становится факт, что МОК не получал уведомлений о принятии спортивных организаций Крыма и Севастополя в члены ОКР.
CAS считает, что решение МОК об отстранении ОКР не нарушает права российских спортсменов, так как они сохраняют возможность выступать на соревнованиях в нейтральном статусе: «права отдельных атлетов защищены».
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!