— Александра, добрый день. Начнём издалека. Расскажите, как волейбол впервые появился в вашей жизни?
— Добрый день. Мой приход в волейбол — самая обычная история. С раннего детства я занималась плаванием, но бассейн закрылся, и надо было выбирать какой-то другой вид спорта. Вслед за старшим братом пошла в ДЮСШ Приморского района Санкт-Петербурга на отделение волейбола. Мои родители совсем не спортсмены, но всегда вели активный образ жизни и прекрасно понимали, что детям необходим спорт для правильного развития и воспитания.
Мне бесконечно повезло с первым тренером, Николаем Владимировичем Клочко, который смог привить любовь к волейболу. И, прозанимавшись 2 года, я уже не представляла свою жизнь без этого вида спорта. Дальше был УОР, молодежные команды. Удалось даже поиграть в Суперлиге за команду ТТУ из Санкт-Петербурга (с 2003 года «Ленинградка» - прим. ред.), и потом уже в мою жизнь пришёл пляжный волейбол.
— Почему вы выбрали именно волейбол на песке?
— Пляжный волейбол я выбрала потому что так получилось (улыбается). В начале 2000-х команда ТТУ развалилась, потеряв спонсора. Старшие игроки разошлись по другим клубам Суперлиги и Высшего дивизиона. Из молодёжи кто-то уехал в другие города, фарм-клубы, кто-то вообще бросил. Я точно знала, что не хочу уезжать из города, но меня особо никуда не звали, поскольку какими-то выдающимися данными я не обладала. Решила попробовать себя в пляжном волейболе. В Петербурге на тот момент было хорошо развито данное направление. И ещё до этого Борис Сергеевич Докучаев, тренер сборной Санкт-Петербурга, приглашал меня попробовать.
— Немного приятных воспоминаний. В 2006 году вы в паре с Натальей Урядовой стали первой чемпионкой Европы из России. Как это было? За счёт чего удалось завоевать золотые медали на турнире в Гааге?
— Да, в 2006 году мы с Натальей выиграли чемпионат Европы в Гааге. Мы с встали в пару в 2005 году и к 2006 уже достаточно хорошо сыгрались. Наталья —выдающийся игрок, человек со стальным характером, с очень высокими требованиями и к себе, и к партнеру. Порой нам приходилось очень непросто друг с другом. Хотя в плане подготовки тогда было ещё много трудностей: Наталья зимой играла в классический волейбол, крытых пляжных комплексов не было, и начинали на песке в апреле-мае как только позволяла погода. Но тем не менее к финальному турниру чемпионата Европы мы подошли уже хорошо подготовленными. Помогла выиграть, наверное, какая-то особенная вера в себя. Сыграв один из первых матчей против фаворитов, команды Греции, и одержав победу над ними, мы поверили, что все реально, и нет такого соперника, которого нельзя обыграть. А дальше шаг за шагом шли вперёд.
— Поддерживаете ли вы общение с Натальей в настоящее время?
— Мы до сих пор поддерживаем хорошие отношения с Натальей Урядовой. После завершения игровой карьеры она стала тренером клуба «Заречье». Несколько сезонов (не помню сколько, последний был, кажется, сезон 2021) я выступала под её руководством. И это было такое же эффективное партнерство, так как мы смотрим на волейбол одними глазами и хорошо понимаем друг друга.
— Через два года было неудачное выступление на пекинской Олимпиаде. Если смотреть исключительно на результаты, то мы увидим три поражения на групповом этапе. Но если вспомнить детали, то каждый из матчей проходил в упорнейшей борьбе, где в решающий момент соперники оказывались чуть сильнее. Чего тогда не хватило для достижения более высокого результата?
— Я бы не назвала наше выступление на Олимпиаде в Пекине провальным. Ни в качестве игры, которую мы показали, ни в плане результата. Мы с Натальей были, можно сказать, пионерами в женском российском пляжном волейболе. У мужской части российской пляжки уже были приличные результаты (пара Дмитрий Барсук и Игорь Колодинский). У женщин же наше золото Евро-2006 для того времени казалось чем-то сверхъестественным. И то, что нам удалось отобраться на Олимпийские игры через мировой рейтинг, уже дорого стоило. Мы небольшими шагами двигались вперёд. Уже после нас российские женские пары стали всё чаще и чаще баловать болельщиков выходом в четвёрку сильнейших и медалями Мирового тура. А тогда это была первая Олимпиада для российской женской пляжки. С нами на играх даже тренера не было. Он присутствовал в Пекине, но сначала даже не имел к нам допуска. Нам помогал, как мог, тренер мужской пары.
Конечно, сейчас такой результат точно был бы неудовлетворительным. Но и российский пляжный волейбол сделал огромный шаг вперед. Система и уровень подготовки, врачебное сопровождение, материальные возможности и возрастающая конкуренции в чемпионате России — всё это двигает наш спорт вперед.
— После игр 2008 года вы взяли декретный отпуск и на тот момент не знали, будете ли возвращаться к активным выступлениям. Что тогда в первую очередь повлияло на ваше решение вернуться?
— Да, после Олимпиады я ушла в декрет. Хотелось круто изменить свою жизнь и о дальнейшем не думать. Сначала забросила всё и даже не смотрела никакие игры, которые шли, не читала новости. Хотела послушать себя, чего я хочу на самом деле. Но через некоторое время поняла, что опять интересуюсь пляжкой. Мама и муж поддержали, помогли с воспитанием сына, и я продолжила играть.
— Ваша спортивная карьера наверняка насыщена множеством любопытных и забавных ситуаций. Расскажите пожалуйста самые запоминающиеся из них.
— Конечно, много всего было. Когда играла с Натальей Урядовой, самым запоминающимся, наверное, был случай в Австрии. Я — лунатик. Раньше была вообще страшный лунатиком, и разговаривать могла, и из комнаты уходить. Наташа всегда очень бережно меня ловила и возвращала в кровать. И вот как-то ночуем в Австрии в старинном отеле с огромными окнами, а кровати стоят вплотную к подоконникам. Лежим, ещё не спим, но уже не разговариваем, при этом в номере очень душно. Я лежу, рассматриваю старинное окно и думаю, как же оно открывается. Вдруг приходит идея, как его можно открыть, и я резко встаю с кровати и шагаю на подоконник. Бедная Наташа, подумав, что я опять «луначу», с криком бросается ко мне и хватает меня за ноги. Мы долго смеялись после этого, но Наташа больше не давала мне спать у окна.
— Чем ещё, помимо волейбола, вы увлекаетесь?
— Сейчас все мои увлечения связаны с детьми: старший сын Платон, 14 лет, и младшая дочь Оля, которой пять, занимают, естественно, максимум времени. Интересуюсь физической культурой и спортом как наукой. В своё время успела закончить Академию физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и стать специалистом в этой области, но аспирантуру закончить не успела. Не получалось совмещать с профессиональным спортом. Это направление и сейчас привлекает меня.
— Если бы не волейбол, в какой жизненной сфере вы могли бы себя реализовать?
— Думаю, что если бы волейбол закончился для меня пораньше, я бы всё-таки занималась физической культурой как наукой. Не знаю, в каком именно направлении, биохимия и физиология, или новые методы и технологии в спорте. Может, право в спорте. Не знаю. Но точно что-то отсюда.
— В силу известных обстоятельств российский спорт, в том числе и пляжный волейбол, столкнулся с множеством трудностей, в том числе связанных с участием в международных соревнованиях. Какие меры с учётом нынешних реалий, по вашему мнению, необходимо предпринимать для сохранения высокого уровня соревнований и подготовки спортсменов? И как вы оценили бы нынешнее положение дел в вашем виде спорта?
— Если посмотреть на пляжный волейбол, то Федерацией созданы максимально возможные условия для поддержки спортсменов. Да, нашим сборникам сейчас непросто и удерживать мотивацию, и сохранять свой уровень. Но для молодых спортсменов это время идеальное для роста и развития: увеличилось количество этапов, топовые команды страны доступны для спарринга. И если смотреть на пляжку в целом то, спорт жив, пока в нем есть молодёжь, смена поколений и конкуренция. А для развития молодёжи сложились идеальные обстоятельства.
— Вы по-прежнему продолжаете карьеру и выступаете в чемпионате России, причём далеко не безуспешно. Совсем недавно, в августе, вы с Екатериной Сырцевой одержали победу на этапе в Волгограде. Как удаётся по сей день сохранять мотивацию, учитывая то, что вам уже достаточно давно удалось достичь немалых высот?
— Да, победа в Волгограде получилась какой-то знаковой. Наверное, это связано с непростыми погодными условиями, которые нас сопровождали. Было очень жарко, 35-36 градусов, а может даже больше. Я не сохраняю мотивацию (улыбается). Просто получаю удовольствие от того, что делаю. У нас замечательный коллектив и с Катей Сырцевой, и с тренером, Даниилом Ивановым. Мы поддерживаем и помогаем друг другу, все обсуждаем, с удовольствием работаем вместе. Наверное, в этом и есть какой-то секрет.
— Сейчас вы тренируетесь на базе «Зоркого». Красногорск известен своей развитой спортивной инфраструктурой. Насколько комфортны условия для проведения тренировок по пляжному волейболу?
.— Да,в Красногорске есть всё необходимое для подготовки. Прекрасная база. В мечтах конечно есть, чтобы Красногорск когда-нибудь принял этап чемпионата России
— Расскажите о ваших ближайших планах. Будете пока и дальше продолжать выступать за «Зоркий»?
— На данный момент мы с Катериной Сырцевой планируем принять участие в коммерческом турнире Комус Оpen, который пройдет в Москве в начале декабря. И сейчас начинаем подготовку к нему. И да, мы планируем продолжать выступать за клуб «Зоркий» из Красногорска.
— И в заключении. Вы — опытная и титулованная спортсменка. Какой главный совет дали бы начинающим волейболистам, представителям молодого поколения?
— Главный совет — найти себя в пляжном волейболе. Не равняться на авторитеты или подражать кому-то, а быть самими собой.
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!