Вечером 2 ноября на рассмотрение нижней палаты российского парламента был внесен проект федерального закона «О признании утратившей силу статьи 36.4 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Его авторами в электронной базе документов Государственной Думы указаны депутат Роман Терюшков и сенатор Эдуард Исаков.
Законопроект отличается краткостью – он состоит всего из двух статей:
«Статья 1 Статью 36.4 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2016, № 48, ст. 6736) признать утратившей силу.
Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования».
Несмотря на свою лаконичность, новый закон, в случае его принятия, может оказать огромное влияние на судьбу всего российского спорта. Упомянутая статья 36.4 Закона по спорте разрешала российским спортивным федерациям и профессиональным лигам признавать решения иностранного арбитража. При этом в пункте 2 этой статьи указывалось, что «рассмотрение споров иностранным третейским судом осуществляется в соответствии с правилами рассмотрения споров, установленными иностранным арбитражным учреждением, администрирующим соответствующий арбитраж (третейское разбирательство)», а пункт 3 гласит, что «общероссийские спортивные федерации и соответствующие профессиональные спортивные лиги обязаны устанавливать и применять спортивные санкции к соответствующим субъектам физической культуры и спорта, не исполняющим решений третейского суда по спору, администрируемому признанным иностранным арбитражным учреждением, а также обеспечивать содействие в исполнении указанных решений». Таким образом действующий Закон о спорте давал отечественным спортивным организациям право выполнять решения арбитража, признанного МОК и международными федерациями – даже в тех случаях, например, когда суд одного из российских регионов страны не признавал дисквалификаций спортсменов за допинг и требовал считать дисквалифицированных действующими чемпионами.
По мнению авторов нового законопроекта, которое они изложили в пояснительной записке, это приводит к тому, что судьбу российских спортсменов и всего российского спорта решают иностранные суды по своим правилам. В той же пояснительной записке подчеркивается, что Международный олимпийский комитет (МОК) действует в рамках законодательства Швейцарии, а Международный спортивный арбитражный суд (CAS) учрежден и финансируется МОК. Авторы законопроекта считают, что признание юрисдикции такого суда нарушает суверенитет России:
«Проблема взаимодействия с международными глобальными организациями в связи с проводимой специальной военной операцией - проблема геополитического характера, шире - проблема суверенитета России. Для сферы физической культуры и спорта она является ключевой с точки зрения вектора развития всей отрасли в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе. Основные международные спортивные институты последовательно на протяжении последних 8 лет реализовывали политику по устранению России как спортивной державы, российских спортсменов из мирового олимпийского движения и мирового спорта», – говорится в пояснительной записке.
Ни в законопроекте, ни в сопроводительных материалах авторы не указали, каким образом отказ от выполнения решений CAS поможет вернуть российских спортсменов в соревнования, проводимые международными федерациями, которые продолжат признавать решения Международного спортивного арбитража. Авторы законопроекта также не указали, в каких именно соревнованиях будут участвовать российские спортсмены, если после принятия нового закона Россия будет исключена из МОК, в уставе которого CAS указан как суд высшей инстанции по спорам, вытекающим из спортивных отношений.
«МК-Спорт» будет следить за развитием событий.
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!