Примерно год назад Bonus Finder подсчитал, сколько стоит один рекламный пост у самых популярных спортсменов, первым из которых уже давно является португальский футболист Кришитану Роналду. Тогда КриРо играл в «Ювентусе» и на него были подписаны примерно 275 млн человек. Но уже тогда один пост в его соцсети стоил примерно 1,247 млн долларов. Сейчас цена наверняка подскочила, потому что после возвращения в «Манчестер Юнайтед» звездный нападающий обрел новых поклонников: сейчас появления Роналду в новых плавках перманентно ожидают 412 млн человек.
Вторым по популярности среди футболистов числится Лео Месси, отстающий от своего вечного соперника примерно на 100 млн любящих его пользователей в Instagram. Стоимость одной публикации год назад в аккаунте Лео стоила примерно 843,5 тыс долларов.
Могли ли подобным заработком похвастаться российские футболисты до того, как их лишили такой возможности в связи с блокировкой Instagram? И что теперь делать нашим игрокам, которые не могут выступать в еврокубках и не поедут на чемпионат мира в Катар?
Зарабатывали ли наши спортсмены на рекламе в соцсетях?
По словам Елены Болотовой, PR-агента многих российских футболистов, в том числе Федора Смолова, наши игроки никогда не продавали свои посты в Instagram и он не являлся для них источником доходов. «Ребята просто использовали эту социальную сеть для того, чтобы следить за новостями и показывать какие-то эпизоды из своей жизни, - сказала Елена в беседе с «МК-Спорт». - Кроме того, в нашей стране практически нет спортсменов, у которых были бы миллионы подписчиков, а с меньшей аудиторией довольно сложно говорить о каких-то заработках».
Руководитель бизнес-школы RMA и факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Кирилл Кулаков также считает, что те же российские футболисты не пользовались социальными сетями, как платформой для заработка. «Во-первых, они просто старались не проявлять активность, это я точно знаю. Одна из причин — влияние фанатского движения, когда за любой неосторожный пост тебе может прилететь. Даже медиаслужбам клубов довольно сложно их вытаскивать на какие-то активности», - говорит Кулаков.
И также подтверждает, что говорить хоть о каком-то спонсорстве и монетизации можно только от миллиона подписчиков. «Чем больше аудитория, тем больше появляется технических спонсоров. Ты должен появляться на фотографиях и видео в определенных кроссовках, футболках, бейсболках, выкладывать снимки с определенным автомобилем и так далее. Но подавляющему большинству наших спортсменов это недоступно», – объясняет он.
Самым популярным российским футболистом в Instagram числился Артем Дзюба (1,2 млн подписчиков). Других игроков РПЛ, чья аудитория насчитывала бы больше миллиона пользователей, в природе не существует. А среди российских футболистов, выступающих за рубежом, 1 млн только у игрока «Валенсии» Дениса Черышева.
Из отечественных спортсменов наибольшая армия поклонников в последние годы насчитывалась у экс-бойца UFC Хабиба Нурмагомедова. Причем, оставив перчатки в октагоне, «Орел» только обрастал подписчиками — по последним данным до блокировки их было около 33,5 млн. С Роналду не сравнить, но с такой аудиторией можно задумываться о монетизации популярности в социальных сетях.
Вообще, у российских представителей бойцов смешанного стиля в принципе был самый большой охват. В топ-10 попали Ислам Махачев (3,7 млн), Зубайра Тухугов – (3,5), Хамзат Чимаев (3,2), Забит Магомедшарипов (2,6), Магомед Исмаилов (2,2).
Такой аудиторией не могли похвастаться даже, как кажется на первый взгляд, самые популярные спортсменки России – фигуристки Евгения Медведева (1,3 млн), Камила Валиева (1,2), Алина Загитова (1,1) и Александра Трусова (916 тысяч). У олимпийской чемпионки Анны Щербаковой было и того меньше обожателей в Instagram, а существенный прирост аудитории у Валиевой случился после допингового скандала на Олимпиаде в Пекине: с начала Игр-2022 она выросла почти в шесть раз. На старте было меньше 210 тысяч.
Что теперь делать?
Итак, что же теперь делать спортсменам, у которых были определенные бизнес-отношения с использованием социальных сетей? На самом деле, все эти цены за пост в Instagram Роналду и Месси — не означают, что эти посты, что называется, продаются в розницу. Все это - часть больших рекламных кампаний мировых глобальных брендов, таких, как Nike, Tag Heuer или Armani. Просто контракт предусматривает определенное количество публикаций в соцмедиа.
«К примеру, у футболиста контракт с производителем бутс, и когда выходит новая коллекция, к ней разрабатывается кампания, и она рассчитана на весь мир, - объясняет Елена Болотова. - Игроки, которые являются лицом бренда, принимают участие в этой кампании, в том числе посредством публикации в социальных сетях. Но у наших ребят, кроме Феди Смолова, и не было таких крупных контрактов, насколько я помню».
В любом случае, чтобы иметь возможность хотя бы идти долгой и трудной дорогой к монетизации своей популярности, нужно возвращать утерянную аудиторию. И многие спортсмены в последнюю неделю стали осваивать Telegram. Правда, быстро это сделать не получится. К примеру, у той же Медведевой в телеграм-канале пока всего 82 тысячи подписчиков (напомним, что в Instagram было 1,3 млн), у Алины Загитовой — 75 тысяч, у Камилы Валиевой — 127 тысяч, у Анны Щербаковой 114 тысяч, а Александра Трусова зато вырвалась вперед — 135 тысяч пользователей.
Камила, Саша, Аня и даже Алина пока просто постят забавные видео и милые фотографии, а Женя активно использует канал для продвижения своего мерча. При этом больший охват у младшего поколения фигуристок, скорее всего, вызван недавними Олимпийскими играми и тем, что они — все еще действующие спортсменки.
«Думаю, что Трусова сейчас вырвалась вперед потому, что она после Олимпиады не перестала общаться, активно появляется в медиа и не закрылась в себе. Ну и, конечно, сыграл интерес, появившийся в связи с ее нервным срывом после олимпийского турнира. Такие вещи, как и допинговый скандал с Валиевой, всегда привлекают аудиторию», - объясняет Кирилл Кулаков.
При этом, по мнению Елены Болотовой, все равно популярность спортсмена напрямую зависит от результатов. «Люди смотрят в первую очередь, насколько ты эффективен на поле, а уже потом обращают внимание на твои личные качества. Если футболист не играет, то он вряд ли кому-то будет интересен», - считает PR-агент.
Как долго придется осваивать новые платформы?
Спикеры затруднились дать прогноз, сколько времени уйдет на переориентацию публики с Instagram на телеграм-каналы спортсменов.
«Однозначно сказать невозможно, сколько это займет времени, - говорит Елена Болотова. - Все будет зависеть от разработчиков сети, насколько они сделают это приложение удобным и понятным для всех. Все-таки Instargam был в последние семь лет самой популярной в России соцсетью, люди привыкли общаться в режиме картинок, им нужна визуализация. Думаю, что Telegram тоже будет как-то переформатирован».
Впрочем, большой проблемы для банковских счетов спортсменов эксперты не видят. Как уже было сказано, мало кто их них мог и зарабатывал деньги в социальных сетях. «Даже если и были какие-то контрактные обязательства, то это далеко не основной заработок», - объясняет Елена.
По мнению Кирилла Кулакова, вся эта индустрия была развита на Западе, а у нас почти ничего не поменяется: «Они как варились в нашем внутреннем котле, в основном, так и будут продолжать». А Елена Болотова надеется, что сейчас активизируются отечественные бренды, и спортсмены будут рады их поддержать.
Что же касается прошлых контрактов, то их пока никто не разрывал. «У нас хорошие и теплые отношения со всеми партнерами и спонсорами, поэтому, думаю, что мы без тех же бутс не останемся, - считает Елена. - Это уже надежные многолетние партнеры. Сейчас надо немного подождать, потому что время непростое. Но будем надеяться, что все наладится».
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!