Из грязи в WADA
Изначально, когда только появилась информация о положительной допинг-пробе Камилы Валиевой, бытовала самая распространенная версия: загрязненное спортивное питание. На слово, конечно, никто не поверит: нужно предоставлять упаковки или же хотя бы знать номер партии, найти из нее упаковку, провести экспертизу и на все это нужно время.
Бобслеистка Надежда Сергеева, уже не раз упомянутая в связи с кейсом Валиевой потому, что на Играх в Пхенчхане у нее также нашли триметазидин в минимальном количестве, смогла в итоге доказать (правда, это случилось уже после Олимпиады), что вещество попало к ней через добавку, в инструкции к которой не было указано, что в ней содержится «запрещенка». Во время самих Игр, правда, ходила версия, что вещество попало к ней через капли для носа.
В 2017 году в число проштрафившихся «ходоков» попала Ольга Дубровина. В пробе легкоатлетки нашли остарин, но потом РУСАДА сообщило, что к Дубровиной будет применена санкция лишь в виде предупреждения. Удалось доказать, что остарин содержался в некачественном спортпите.
Привет семье
Но в итоге с подачи СМИ всплыла версия с дедушкиным стаканом (якобы спортсменка могла выпить из загрязненной посуды, которую использовал дедушка, принимая сердечный препарат), которую, правда, никто официально так и не подтвердил. Ну если не считать члена исполкома МОК Денниса Освальда, чьи слова тут же в МОК и опровергли: он просто пересказывал услышанное.
Буквально недавно таким же способом была доказана невиновность Сергея Шубенкова. В январе к чемпиону мира в беге на 110 м с барьерами возникли вопросы Athletics Integrity Unit (независимая организация по борьбе с допингом в легкой атлетике). В его пробе нашли незначительное содержание запрещенного вещества. Сергею и его юристам удалось доказать, что таблетки из «черного списка» WADA принимал его младший сын. «Их надо было подготавливать определенным образом (в три месяца дети не умеют глотать таблетки). После такой подготовки на кухне оставались микроскопические, почти невидимые частички, которые и стали причиной положительного допинг-теста в декабре. Тем не менее независимый дисциплинарный орган Athletics Integrity Unit и World Athletics смогли во всем разобраться», - сообщил Шубенков.
Легкоатлет смог избежать дисквалификации и даже получить нейтральный статус для участия в токийской Олимпиаде (с российской легкой атлетикой до сих пор большие проблемы, статус ВФЛА все еще не восстановлен и всем нашим спортсменам надо было отдельно получать отдельный допуск). Правда, травма, случившаяся у Сергея уже в Токио, не позволила ему стартовать.
Но были случаи, когда атлету не удавалось убедить в своей невиновности. Год назад вратарь «Аякса» Андре Онана попался на фуросемиде. УЕФА дисквалифицировал футболиста на 12 месяцев, но в заявлении клуба говорилось, что Онана принял препарат по ошибке — случайно съел таблетку жены.
«Аякс» и голкипер пытались оспорить решение в CAS, но дисквал оставили в силе. Это, кстати, значительно повлияло на стоимость одного из самых дорогих игроков Эредивизи: она упала на 13 млн евро.
Совсем сложно стало спортсменам после создания Всемирного антидопингового агентства (WADA) в 1999 году. Раньше было гораздо проще. Теннисист Андре Агасси сдал тест на употребление метамфетамина в 1997 году. Американца отстранили на жалкие три месяца, а потом и вовсе отменили наказание. Агасси сказал представителям ATP, что случайно попил из бутылки своего помощника, куда был подмешан наркотик. Да без проблем, решили в ATP.
Но в 2009 году вышла автобиография теннисиста, где он признался, что солгал. Рассказал, что подсел как раз в 1997-м, но про помощника была почти правда: это он его подсадил.
Вот так тоже бывает.
Kiss and cry
Пока не было известно, что проблема в пробе Валиевой, широко разошлась версия про найденные в организме «российского фигуриста следы марихуаны». Вот попадание наркотиков, кстати, очень часто объясняют сексом.
Французский теннисист Ришар Гаске (о, это просто известнейший и классический случай!) утверждал, что следы кокаина в его пробе, взятой в 2009 году во время турнира в Майами, появились после поцелуя с незнакомой дамой в ночном клубе. ITF и WADA хотели добиться двухлетней дисквалификации, но кокса было слишком мало в анализе, поэтому отстранили его на год. А потом и вовсе сократили до 2,5 месяцев. Каким-то чудесным образом юристам удалось добиться, чтобы Гаске поверили. «Да, я был на вечеринке, а так, оказывается, было какое-то невероятное количество кокаина! Я не видел этого. Если бы я видел это, я бы немедленно покинул клуб», - говорил Ришар. Вот только клуб он не покинул, и вообще развлекался, как мог.
Такой же номер спустя 10 лет пытался провернуть австралийский игрок в регби Гейб Хэмлин, но трюк не прокатил. Австралийца поймали, когда он играл в Англии, а UKAD (Антидопинговое агентство Великобритании) на мякине не проведешь.
«Я познакомился с девушкой через онлайн-приложение, мы весь вечер целовались (ага, ага!) у меня дома, но она часто уходила в ванную и после этого была очень разговорчивой. Утро я обнаружил у себя в ванной команде следы белого порошка, но даже подумать не мог, что это кокаин!» - так оправдывался Хэмлин. Но в UKAD сказали: это не выдерживает критики. Два года дисквала. Получите, распишитесь.
Оправдания сексом «заходят» лучше. 11-кратная чемпионка мира по гребле Лоренс Венсан-Лапуант доказала, что допинг попал в ее организм после контакта с бойфрендом. Канадскую спортсменку оправдали с формулировкой, что попадание запрещенного вещества произошло в результате «обильного обмена жидкостями». В августе 2019 года ее отстранили, а в 2021 году она уже завоевывала серебро Токио-2020.
Но на Олимпиаде в Токио была, как минимум, еще одна спортсменка с абсолютно такой же историей. Украинская теннисистка Даяна Ястремская была временно отстранена в конце 2020 года за то, что в ее допинг-пробе обнаружили метаболиты местеролона. Она тут же начала оспаривать это решение и была полностью уверена в успехе. Она даже полетела в Мельбурн, чтобы отсидеть карантин и попытаться принять участие в Australian Open. Но так быстро не срослось. Отстранение оставили в силе, Ястремская подала второе ходатайство. В ее заявлении утверждалось, что «с учетом низкой концентрации и отрицательной пробы двумя неделями ранее, мне предоставили научную информацию, что положительный результат возможен в результате какого-то загрязнения». А «загрязнение» произошло через половой акт с парнем, который принимал, причем «без ее ведома» препарат для повышения потенции. Возможно, тут пришелся ко двору кейс американского легкоатлета Лашона Меррита, десятью годами ранее тоже сославшегося на плохую потенцию.
Даяне потребовалось больше полугода, чтобы добиться оправдания. В 34-страничном решении ITF было сказано, что украинка смогла доказать попадание метаболитов местеролона через секс. Партнер это подтвердил, их показания «по большей части совпали, причем о том же свидетельствовала и мама спортсменки». Неясно, правда, откуда мама могла знать такие интимные подробности.
Но кроме прочего, Ястремская прошла проверку на полиграфе, тест волос дал отрицательный результат, а концентрация запрещенного вещества была низкой. Ну и также в решении говорилось, что эксперты-эндокринологи подтвердили отсутствие доказательств положительного влияния местеролона на спортивные показатели у женщин. Теннисистку вернули на корт.
Красота убивает
Самый популярный случай попадания допинга через косметику был, конечно, у норвежской лыжницы Терезы Йохауг. Ее средство для лечения солнечных ожогов на губах стало практически мемом. Тем не менее, Тереза от звонка до звонка отбыла свою дисквалификацию, лишившую ее возможности завоевывать медали в Пхенчхане. Сейчас в Пекине Йохауг наверстывает упущенное.
Могла бы соревноваться на Играх-2022 вместо четырехлетней дисквалификации и американская фигуристка Джессика Калаланг, выступающая в паре с Брайаном Джонсоном. Ее адвокаты дали ей такую возможность, доказав, что стимулятор 4-CPA попал в организм 26-летней спортсменки через косметическое средство. Правда, восьмимесячный перерыв сделать все-так пришлось, и он, вероятно сказался: Калаланг и Джонсон национальный отбор на Олимпиаду не прошли.
Но ни Йохауг, ни тем более Калаланг не являются первопроходцами в подобном способе оправдаться. Российская биатлонистка Ирина Старых еще в 2013 году пыталась объяснить косметикой попадание в ее организм эритропоэтина, сославшись на инъекции для улучшения состояния кожи: «Я не могла представить, что в них содержатся запрещенные вещества. Моей единственной целью было улучшить свой внешний вид, так как я начала участвовать в Кубке мира, появляться на телевидении, принимать участие в фотосессиях. Это полностью моя ошибка, что я сделала серию инъекций без консультаций с врачом сборной России или другими врачами. Я надеюсь, что антидопинговая комиссия будет учитывать сложность ситуации и примет справедливое решение». Не учли и не приняли: дисквалификация на 2 года.
Неприятного аппетита
Вот, кстати, если бы у кого из олимпийцев обнаружили в пробе кленбутерол (препарат для лечения бронхиальной астмы, который в спорте иногда используют для жиросжигания, хотя, по словам специалистов, эффект от него крайне сомнительный), то можно было бы сослаться на то, что случайно съели китайский мясной продукт не из олимпийской деревни. Хотя не факт, что сработало бы: генеральный директор Всемирного антидопингового агентства Оливье Ниггли еще до Игр предупредил, чтобы непроверенным китайским мясом не питались. Дело в том, что препарат, запрещенный в животноводстве в большинстве стран, в Поднебесной (а также в Мексике) кое-где используется для роста и снижения количества жира в мясе.
После череды допинговых скандалов, самыми громкими из которых стали истории с трехкратным победителем «Тур де Франс» Альберто Контадором, польским байдарочником Адамом Серочиньским и боксером Саулем «Канело» Альваресом, WADA признало, что «научных способов определить, попал ли кленбутерол в организм через продукт или специально, у них нет». И в 2019 году внесло поправки в кодекс. С этих пор антидопинговые агентства могут проводить специальное расследование при обнаружении низких концентраций запрещенных веществ, которые часто попадают в организм через мясо. Если обнаружится, что «содержание кленбутерола в образце согласуется с употреблением мяса, то дело можно закрыть и сохранить результаты спортсмена на соревнованиях». Но если после расследования выяснится, что не согласуется или если концентрация кленбутерола превышает установленный порог, «стандартный процесс обработки результатов будет продолжен».
***
Некоторые объяснения звучат так странно, что можно только удивляться. Тем не менее, без них не обойтись. В подкасте «SILA права» известный спортивный юрист Михаил Прокопец вместе с врачом футбольной сборной России (на тот момент) Эдуардом Безугловым как-то разбирали подобные случаи, и объясняли, что рассчитывать на сокращение срока дисквалификации невозможно, если не предоставить объяснение, как в организм попали запрещенные вещества. То есть нельзя сказать, что я, мол, не принимал, но понятия не имею, откуда во мне допинг. В этом случае просто получаешь максимальный запрет.
Ну и потом, как объясняет юрист, в допинговых делах работает «баланс вероятностей». То есть могло это быть теоретически или не могло. Ну а в качестве доказательств также могут использоваться медицинские исследования, подтверждающие, что такая концентрация запрещенного вещества действительно могла попасть в организм через дедушкин стакан, косметику, секс и так далее. Или не могла. И как бы фантастически иногда не выглядели все эти объяснения, без них шанса снизить или отменить дисквалификацию нет.
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!