Чемпион мира по прыжкам в высоту Данил Лысенко и чиновники Всероссийской федерации легкой атлетики подозреваются в фальсификации доказательств в деле о пропуске спортсменом трех допинг-тестов. И это - новая трагедия нашей легкой атлетики, не первый год пытающейся вернуть гимн и флаг на международные старты.
Прошлым летом прыгун в высоту Данил Лысенко, зимний чемпион мира, подошедший к чемпионату Европы с результатом 2,40 и претендовавший тогда вместе с Сергеем Шубенковым на звание лучшего легкоатлета Европы по итогам июля, потерял в итоге право выступать вовсе. Неуважение к системе ADAMS лишило его и нейтрального статуса, и возможного олимпийского будущего. Нынче угроза последнего – в разы реальнее.
Тогда проблема заключалась в том, что Данил Лысенко, входящий в пул тестирования IAAF и обязанный раз в квартал загружать в электронную систему информацию о том, где будет в ближайшие три месяца и время, когда его можно найти для тестов, получил три «флажка». Если спортсмен вовремя не фиксирует, где он будет и не «прозрачен» для антидопинговых служб, следует наказание. Флажок – реакция на то, что неправильно указаны данные (офицеры приехали, а спортсмен отсутствует), или вообще ничего не указано. По антидопинговым правилам три нарушения правил доступности в течение 12 месяцев влекут за собой инициирование дела с дисквалификацией от года до двух лет.
«Частенько были проблемы с входом в систему ADAMS, заходил с компьютера, и не получалось. Через неделю пробовал вновь, но ничего не получалось. И так довел историю до ужасного состояния. Можно было обратиться к кому-то за помощью, но сейчас уже поздно рассуждать, жалею, что так получилось», – таковы были объяснения на фоне временного отстранения Лысенко от стартов. Тогда – временного.
«Очень сильно расстроен, никогда не было мысли скрываться и бегать от допинг-офицеров, как многие могут сейчас подумать», – пояснял Лысенко после случившегося.
В августе 2018 года IAAF временно отстранила российского легкоатлета, предложив ему признать себя виновным с последующей дисквалификацией за нарушение антидопинговых правил (с 3 августа 2018 года) или передать дело на рассмотрение в Спортивный арбитражный суд. Лысенко принял решение оспорить свое отстранение в CAS.
Прошел год. И ситуация на фоне все того же нейтрального статуса для всех легкоатлетов России для конкретного не просто талантливого, а очень талантливого, Лысенко стала еще хуже. (Членство ВФЛА в IAAF приостановлено на основании отчета о допинге в российской легкой атлетике. Из-за отстранения на Играх-2016 от России выступила только Дарья Клишина.)
В ходе разбирательств Данил Лысенко представил документы, свидетельствующие о том, что он был недоступен для тестирования по обстоятельствам, которые сложились не по его вине. А при проведении слушаний обнаружились расхождения между устными показаниями Лысенко и предъявленными доказательствами.
И это – уже не временное отстранение. Это – один из пунктов Кодекса WADA: «Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля». И означает, что срок дисквалификации может быть увеличен с двух до четырех лет.
Чтобы совсем уж не усугублять ситуацию, Лысенко было предложено назвать фамилии тех, кто помог ему со столь «чудесными» документами. Фамилии им были названы. И, хотя ВФЛА не считает возможным комментировать дело до его окончания, принадлежат фамилии (по информации телеканала «Матч ТВ») членам президиума ВФЛА.
То есть, мягко говоря, не последним людям организации. Чиновникам федерации, которая не первый год пытается восстановить права в международной легкоатлетической семье, должна ей кучу денег и живет по сложной дорожной карте, не имея никаких прав не просто на шаги в сторону, а даже на подобные мысли.
Вчера по итогам заседания только что состоявшегося Совета по развитию физкультуры и спорта президент России Владимир Путин рекомендовал Олимпийскому комитету России усилить защиту прав российских спортсменов на международной арене. Также он поручил принять меры по восстановлению членства ВФЛА в IAAF.
«Принять исчерпывающие меры по восстановлению членства Всероссийской федерации легкой атлетики в Международной ассоциации легкоатлетических федераций и обеспечить участие всех членов олимпийской команды России в Играх XXXII Олимпиады 2020 года в Токио без ограничений. Срок – 2 декабря 2019 года», – говорится в поручении Путина, опубликованном на сайте Кремля. Ответственным назначен президент ОКР Станислав Поздняков.
Если информация о фальсификации подтвердится, «исчерпывать» меры теперь придется, учитывая новый скандал. Надежда на то, что он не состоится, невелика, но верить в это все равно хочется. Больше-то не во что.
«России предстоит проделать долгий путь, прежде чем ее атлеты смогут выступать под национальным флагом», – это в прошлом году сразу же после озвученной временной дисквалификации Лысенко заявил глава Европейской легкоатлетической ассоциации Свен Арне Хансен на пресс-конференции, открывающей чемпионат Европы. И конкретизировал – ситуация с прыгуном в высоту показывает, что страна еще не готова к снятию запрета на равноправное участие в стартах.
Расследование не имеющего права на жизнь (но случившегося вопреки здравому смыслу и любой логике) дела Лысенко продолжается на новых уже оборотах. Международным чиновникам можно уже ничего не заявлять: все очевидно.
И это – беда без границ российской легкой атлетики. Беда всех наших спортсменов. И получивших разрешение на выступление в нейтральном статусе, и только ожидающих возможности соревноваться среди сильнейших.
Ни одна дорожная карта от глупости «во благо» нас не спасает. Чемпионат мира в Дохе-2019, который состоится в сентябре, гимн России вряд ли услышит. Можно ли что-то изменить за год с хвостиком до Олимпийских игр в Токио?
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!