Тренер Этери Тутберидзе, возмутительница спокойствия фигурного катания последних лет в одиночном катании женщин, в программе Владимира Познера была убедительна. Хотя и не убеждала, просто рассказывала. За последние сезоны в нее летели камни и камушки: дрессировщица детей, не умеет работать со взрослыми, а ее спортсменки – однодневки. Отбивалась медалями, в дискуссии не вступала. Состоявшееся интервью приоткрыло тренера с разных сторон и дало ответы на часть заочных обвинений-рассуждений.
И есть один из главных ответов: зачем она идет по этому фантастическому и жесткому пути рекордных четверных прыжков с малолетства. Зачем теперь повела за собой весь мир фигурного катания? Он очень простой.
Этери Тутберидзе: «Если мы берем поколение, которое уж выросло - а система судейства в фигурном катании менялась, то трудно изменить сложившегося спортсмена и сказать: «Вчера ты прыгал «три-три», и это было здорово, а сегодня это уже делают все абсолютно спортсмены из других стран, которые размером с нашу улицу, и нужно двигаться вперед».
Чтобы чем-то отличаться, надо молодым выходить с четверными, с тройными акселями. Для них это «коронованный» прыжок, они боятся морально зайти в него. А чувство страха в прыжке это и есть огромный риск травматизма: передумать в прыжке, открыться…
Дети, которые сейчас катаются, новое поколение, должны воспринимать четверные прыжки, как нечто само собой разумеющееся. Двойные прыжки учили ради тройных, а сегодня – тройные ради четверных».
Что сказал призер Олимпийских игр, тренер олимпийских чемпионов в танцах на льду Александр Жулин о том, какой должна быть «одиночница»:
«Мне интересно смотреть женское катание, когда соревнуется не подростковое население, а фигуристки со сформировавшимися женственными частями тела, на которые мужчинам приятно взглянуть. А так, получается, девочка плоская, как мальчик, исполняет сложнейшие прыжки… Тренеры искусственно сдерживают развитие девочек. …Они хотят стать чемпионами, заработать много денег, но им не всегда хватает мозгов подумать о последствиях».
Этери Тутберидзе: «Если у половины взрослых спортсменок не присутствует тело, то - что? Мы не смотрим? Значит, она «не компонентная», потому что не получила взрослое тело в понимании Жулина? Я с этим не согласна.
Я читаю, что мы кого-то «сдерживаем». Нет, абсолютно. Я читала об этом, иногда даже шутя говорю: «Дайте мне такое средство, может, я им воспользуюсь». Потому что в этом сезоне Алина (Загитова - ред.) менялась и росла, превратилась по фигуре в маленькую женщину. Это усложнило наш путь, нам хотелось доказать, что мы не случайные чемпионки.
Формирование тела сдерживают тяжелые нагрузки, но то, что есть, все равно выйдет наружу. Когда мы отпускаем спортсменку в отпуск, мы даже не знаем, какая она вернется. Потому что отсутствуют нагрузки, и организм направляет энергию на рост чего-то другого. Мне кажется, все фигуристки чуть ниже ростом, чем, наверное, могли бы быть, если бы не занимались спортом».
Что сказала трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина:
«Зачем мы допустили на чемпионат России маленьких девочек? Пощекотать нервы взрослым? Мне интересно посмотреть на этих девочек в 17 лет: будут ли они все еще делать четверные? Потом, как показывает практика, сейчас недостаточно прыгать четверные, надо кататься интересно. А когда катается 14-летняя фигуристка, мне неинтересно. Если из них вырастут личности, будет здорово. И я хочу видеть соревнование личностей, а не техническое исполнение элементов.
Наверное, это прозвучит грубо, но ведь тренеры имеют очень «скоропортящийся товар». Вспомните, пять лет назад вся страна с ума сходила от Липницкой. А мы сидели и думали: прыжочек низкий, фигурка худенькая, явно ничего не ест, начнет расти и что будет? Девочка потом бросила коньки и смотреть на них не хочет. Кто за это ответит? И говорить, что она стала олимпийской чемпионкой – этого мало. Все-таки спорт предназначен для того, чтобы люди росли сильными и здоровыми и физически, и психологически. А не для того, чтобы «убивать» детей четверными. Не для того, чтобы убивать их мечту, их взгляды на жизнь».
Этери Тутберидзе: «Я абсолютно не согласна с Родниной. У нее столько заслуг, что можно кланяться ей до конца жизни, но она не действующий тренер. Наверное, неправильно так рассуждать.
Что касается Юлии Липницкой: весь мир восхищался ею, и свою долю любви она получила. Она на какой-то период отложила коньки, потому что это безостановочные нагрузки, это тяжело, от тебя постоянно что-то ждут. Она прошла свой путь, который хотела пройти. С помощью мамы, с помощью меня, всех вместе. Думаю, она счастлива, что у нее была возможность оказаться на вершине успеха и показать лучшие программы.
Зачем мы допускаем маленьких девочек, которые не отбираются на взрослые соревнования? Подождите, вообще-то наше женское катание спрогрессировало, когда их и стали допускать: Аделина Сотникова в 12 лет выиграла чемпионат России, а потом – Олимпийские игры. Женя Медведева в 14 лет стала призером, и было понятно, что эта девочка удержит и взрослый подиум.
…13-летняя Алиса Лью победила на чемпионате США с тройным акселем, а сейчас уже прыгает четверной лутц. Американцы допускают, потому что это прогресс. А мы будем сдерживать и бояться пощекотать нервы взрослым? Но они неизбежно с этим столкнутся».
Что сказал тренер Александр Волков, первый наставник Александры Трусовой:
«…Когда щенок вырастает в большую овчарку, если вы замахнетесь на него палкой, он, скорее всего, вас укусит. Думаю, своих маленьких девочек Тутберидзе держит под колоссальным давлением, делает с ними все, что хочет, а они делают все, что она говорит. Скажи им сделать пятерной прыжок, они пойдут. Они разобьются, но пойдут».
Этери Тутберидзе: «Наверное, жесткость играет роль, когда спортсмен уже что-то завоевал и решил, что теперь он может тренироваться по-другому, и к нему надо обращаться по-другому. Мол, не надо меня по фамилии называть, если я плохо сделал что-то, а по имени.
Начинается конфликт. Потому что: родной мой, ты, как шел к медали, только таким способом и пойдешь дальше. Если я тебя начну жалеть, уменьшать нагрузки – вот сегодня ты устал, отдохнешь недельку, потом ты выйдешь и все у тебя получится… Нет, все то же самое: если раньше за эту неделю полностью происходила «раскоординация», то и теперь будет то же самое.
Почему ты вдруг должна взять эту неделю полного отдыха? Почему вдруг для тебя нужно позвать отдельного хореографа? Почему ты не можешь больше заниматься в зале вместе со всеми? Потому что у тебя медаль? Как только сошел с подиума, все, ты - никто. Ты должен доказать обратное на следующем старте. Пока ты не докажешь обратное, ты опять никто. У тебя есть прошлые медали, но это никак тебе не поможет в будущем.
…Подростков 14-15 лет ничего не отвлекает, они голодны до результата. Как только чего-то достигают, сразу себя жалеют. В 20 лет я бы уже не стала изучать новые элементы, поскольку тело не настолько гибкое. Любое изучение элементов – некий травматизм. Когда ты изучаешь элементы в подростковом возрасте, все проще – и по голове, и психологически, и травмы быстрее заживают, а микротравмы ведь все равно происходят».
«Медведева - не патриот, потому что уехала тренироваться к канадцу, а Брайан Орсер - потому что тренирует не канадку»
«Я стараюсь своих спортсменов приучить с момента, когда им по 13 лет. Нельзя говорить: «Я не хочу сегодня приходить на тренировку». Посмотри на карту, взгляни на размер России. Если ты выйдешь на международных соревнованиях, где у тебя на спине будет написано «Russia», ты и тогда скажешь: «не сегодня?».
…Я абсолютно согласна, что не было никакого политического подтекста в том, что Загитову держали до пяти утра на допинг-тесте. Необходимо сдавать не менее 100 миллиграммов анализа, но после стресса ей не удалось это сделать. Спортсменам желательно кушать фрукты и пить воду. Алина не стала этого делать перед произвольной программой. Баночку держишь не ты, а тебе ее держат, надо же еще расслабиться.
…У Ирины Винер была фраза, что побеждает тот, у кого «хвост чище». Наверное, она имеет в виду, что путь к победе и есть твой хвост. Здесь я с ней согласна. И Алине сколько раз я говорила, что медали распределяются где-то сверху.
На Олимпиаде мы сидели и немного отмечали окончание, мимо шел какой-то кореец и увидел на нашем столе две медали – лежали на столе у Алины. Он остановился и говорит: «Как? Это ты две медали взяла? Ты должна понимать, что боги с Олимпа решили тебя за что-то вознаградить».
Опросник Марселя Пруста
– Когда вы лжете?
– Не часто.
– Чего вам не хватает?
– Здоровья моей дочери.
– О чем сожалеете?
– Стараюсь не сожалеть.
– Что вы не терпите в других?
– Ложь в глаза.
– А что вам не нравится в себе?
– Я не умею забывать, следовательно, не могу простить до конца.
– Заход солнца или восход?
– Заход.
– Собака или кошка?
– Собака.
– Горы или море?
– Море.
– Что для вас деньги?
– Средство для жизни.
– Что скажете Всевышнему, если встретитесь с ним?
– Господи, прости.
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!