Накануне своей инаугурации вновь избранный президентом США: Дональд Трамп во время митинга в Вашингтоне, проходившего на арене хоккейного клуба "Вашингтон Кэпиталз", вновь заговорил о российских спортсменах в Америке. Конечно, его пассаж был вполне ожидаемым, учитывая место проведения публичного мероприятия и склонность Трампа к популизму, но все-таки приятно. Политик похвалил владельцев арены, а затем упомянул самого звездного игрока команды. «Овечкин – это великий игрок, не так ли?» – задал риторический вопрос Трамп.
Естественно, что все мировые, в том числе и российские СМИ, сразу же написали, что Трамп вновь назвал нашего Александра величайшим игроком. Что совсем неудивительно, учитывая давнюю любовь Дональда как в нему, так и к другим российским спортсменам – Хабибу Нурмагомедову и Федору Емельяненко, о чем президент США сам неоднократно говорил.
Не менее важным в речи Трампа был другой момент: он вновь напомнил о еще одном своем предвыборном тезисе — не пускать мужчин в женский спорт. Даже если такие личности себя мужчинами больше не считают. В этом вопросе Трамп последователен — достаточно вспомнить его реакцию на скандал с участием Иман Халиф в женском олимпийском турнире на Играх в Париже. Тогда вместе с Маском, Джоан Роулинг, премьер-министром Италии и другими он выступил с резкой критикой МОК. Что вызвало, скажем так, некоторое напряжение между олимпийским комитетом и им.
Почему это важно? Потому что за последние три года всем окончательно стало понятно, что спорта вне политики нет. Более того, спорт стал одним из действенных политических инструментов как отдельных государств, так и межгосударственных объединений.
Самая лучшая иллюстрация — мимикрия президента Международного олимпийского комитета, немца Томаса Баха. Еще полгода назад он грудью стоял за равные права как нормальных людей, так и людей с «половыми вариациями», как принято говорить на Западе. Но вот задул ветер перемен и Томас уже души не чает в Дональде, обещающем бороться с трансгендерами, поскольку тот, как теперь убежден президент МОК, «фанат спорта». Впрочем, у данной сентенции есть и более практическая подоплека — летняя Олимпиада 2028 года в Калифорнии. И хоть Бах уйдет со своего поста в марте 2025 года, игры все равно надо проводить, и финансирование из госбюджета США на их проведения получать.
Про деньги совсем не лишнее. США — одно из основных государств, на чьи деньги существуют сам МОК, Всемирное антидопинговое агентство, и еще многие другие международные спортивные организации. Поэтому мнение президента Америки для руководителей этих самых организаций имеет значение.
Смена курса
Даже если Трамп не будет напрямую давать указания этим самым международным организациям, как вести себя с белорусскими и российскими спортсменами (что, в общем-то и невозможно), их руководители все равно «держат нос по ветру». Может быть, поэтому последнее время все больше и больше новостей о смягчении санкций в отношении наших атлетов?
Из последнего – президент Международной федерации лыжного спорта и сноуборда (FIS) Йохан Элиаш, который также является кандидатом на пост президента МОК, заявил, что российские и белорусские спортсмены, не имеющие связей с силовыми структурами, могут участвовать в международных соревнованиях в нейтральном статусе. Как это было на Олимпиаде в Париже летом 2024 года. Да и президент Международной федерации хоккея (IIHF) Люк Тардиф в декабре говорил, что хотел бы скорейшего допуска российских хоккеистов к турнирам.
Примечательно, что меняется и позиция нашего спортивного руководства. Если два года назад бывший глава ОКР Поздняков выступал против соглашательства с жесткими требованиями МОК и ведущих международных федераций, то новый министр спорта и, по совместительству, президент Олимпийского комитета России Михаил Дегтярев настроен более миролюбиво.
«Нам пора прекратить агрессивную риторику в адрес наших международных коллег. Многие из них, в том числе и члены МОК, давно поняли, что глобальный спорт без России «не летит». Во время многочисленных неофициальных контактов они прямо говорят, что хотят возвращения России в международное олимпийское движение», – заявил он. Выступая перед олимпийским собранием после своего избрания руководителем ОКР.
"В 2024 году Олимпийский комитет России привел свой устав в соответствие с Олимпийской хартией, и сейчас мы ждем смягчения санкций вплоть до полного восстановления в правах со стороны МОК", – это уже из недавнего интервью Дегтярева ТАСС.
В любом случае, каждый российский спортсмен и каждая отечественная спортивная федерация вольны сами решать — принимать такие условия участия в международных соревнованиях, или продолжать дожидаться полного восстановления наших прав. Хотя это может занять продолжительное время, учитывая, что разногласия с МОК и ВАДА, а также с Международным паралимпийским комитетом и Всемирной федерацией легкой атлетики и еще несколькими спортивными организациями у нас начались задолго до начала СВО и касаются они не только политики.
Важно, что мы увидели за последние три года, — у нашего спорта есть свой путь и, если что, нам есть что предложить спортсменам из других стран.
«Все новые межгосударственные форматы, как Игры БРИКС, Игры ШОС, Игры будущего, Союзные игры и другие соревнования, организованные Россией, проводятся не вместо, а вместе с традиционными международных состязаниями и в соответствии с международным спортивным календарем», – цитата все из того же выступления Дегтярева перед Олимпийским собранием. Готовы вместе, но если что, бронепоезд на запасном пути стоит.