Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах 13 декабря стал офицером ордена Почетного легиона, самой престижной награды Франции. Церемония, которую возглавил президент Эммануэль Макрон, прошла в Елисейском дворце и, по мнению руководства Пятой республики, должна была признать заслуги Баха в успехе Олимпийских игр 2024 года в Париже, которые , в свою очередь, самим Томасом Бахом были провозглашены историческим событием и самым лучшим олимпийским турниром.
Награждая Баха орденом, Макрон оценил достижения Баха за более чем десятилетие у руля МОК. «Вы адаптировали олимпизм к новым реалиям и устремлениям спорта», — заявил президент Франции. Макрон также отметил дипломатические усилия Германии по содействию миру и взаимному уважению между народами посредством спорта. «Под вашим руководством олимпизм стал мостом, объединяющим людей в трудные времена», — заявил француз. В своем ответе Бах выразил искреннюю благодарность президенту Макрону: «Эта честь не только для меня, но и для всего олимпийского движения. Парижские игры 2024 года продемонстрировали преобразующую силу спорта и оставили социальное, спортивное и экологическое наследие, которое сохранится во Франции и за ее пределами».
Награждение Томаса Баха высшей наградой Франции снова заставило вспомнить многочисленные скандалы этой олимпиады, бесспорно оставившей неизгладимый след в истории олимпийского движения и мирового спорта.
Париж 2024: город контрастов и вопиющего неравенства
Спортсмены, главные герои Парижа 2024, во время олимпиады постоянно жаловались на качество и количество еды, отсутствие кондиционеров и даже на нехватку воды в туалетах. Голодали и волонтеры, необходимые для ежедневного функционирования Олимпийских игр, их вообще кормили один раз в день. Напротив, руководители МОК жили в параллельной реальности пятизвездочной роскоши, комфорта и высокой французской кухни. Еще раз доказывая, что реальность часто отличается от проповедуемого высшими должностными лицами мирового спорта равенства и братства - настоящее «равенство» было зарезервировано ими для публичных заявлений. Реальность для многих спортсменов, волонтеров и болельщиков была совершенно иная.
«Организация игр была плохой. Транспорт был плохим. Было 35 градусов, и не было кондиционера. Ребята не спали первые две ночи. В здании аргентинской сборной целый день не было воды. Девушкам-хоккеисткам пришлось переехать в другое здание, потому что ванная комната была полна фекалий и засорилась. Мы целый день ходили в туалет в столовой. Невероятно, что у спортивных организаций высокого уровня есть такие стандарты», — жаловался Сантьяго Гомес Кора, тренер аргентинской команды по семеркам.
«Я люблю рыбу, а люди находят в ней червей. Это отвратительно», — негодовал британский пловец Адам Пити, трехкратный олимпийский чемпион в интервью СМИ своей страны.
«Не хватает определенных продуктов: яиц, курицы, определенных углеводов, а также качество еды, поскольку спортсменам вынуждены есть сырое мясо», — констатировал директор Британской олимпийской ассоциации Энди Энсон в интервью The Times.
Одной из самых знаменитых фотографий Парижской олимпиады стала фотография итальянского пловца Томаса Чеккона, спящего на земле в парке из-за жары в своей комнате в Олимпийской деревне. «В деревне нет кондиционеров, жарко, еда плохая. Многие спортсмены переезжают из-за этого. Это не оправдание, это просто хроника того, о чем, возможно, не все знают», — сетовал олимпийский чемпион 2024 года в Париже.
***
Страдали не только спортсмены, колоссальные неудобства испытывали и волонтеры. Хотя как ясно из названия, они волонтеры и делают это по собственной воле, но они не получали никакой компенсации за свою работу. Не было ни денег, ни жилья, ни транспорта, в том числе и компенсации дороги во Францию - только униформа и рабочий график, который часто не соответствовал ожиданиям, о которых они мечтали месяцами. Между тем, спортивные чиновники жили в эксклюзивных номерах, посещали VIP-зоны и обедали в ресторанах, отмеченных звездами Мишлен. Волонтеров де получали от МОК в качестве компенсации только один прием пищи в день, что совсем немного, учитывая количество рабочих часов, которые они тратили на помощь организаторам игр. В том числе - помощь должностным лицам (как если бы они были личными секретарями), вождение, помощь внутри и снаружи стадионов, приветствие и сопровождение зрителей на улицах и спортивных объектах, наблюдение за спортсменами и, в лучшем случае, сопровождение делегаций из разных стран, участвующих в Олимпийских играх. И это было абсолютно бесплатно, хотя выходило за рамки работы волонтеров. Одновременно с этим должностные лица МОК во главе с награжденным высшим орденом Франции немцем Томасом Бахом разъезжали на личных автомобилях с шоферами (иногда за рулем находились сами волонтеры), ночевали в роскошных отелях, таких как L'Hotel du Collectionneur, на сайте которого рекламируются номера по цене 400 евро за ночь (а номера повышенной комфортности стоят до 800 евро), обедали в ресторанах, куда не ходили простые люди, и, конечно же, получали всевозможные приглашения на мероприятия, подобающие французским буржуа до революции конца XVIII века. Эту информацию неоднократно с возмущением публиковали западные СМИ. «Они кормят нас один раз в день, но только когда мы на дежурстве. Например, если у нас выходной, они не кормят нас и не предоставляют транспорт», — рассказывали брат и сестра, оба волонтеры из Швейцарии, пожелавшие остаться неназванными, поскольку МОК не позволял волонтерам давать интервью, своим соотечественникам журналистам. «Нам выдали форму и больше ничего. Один прием пищи в день и возможность быть рядом со спортсменами. Мне, как любителю тенниса, повезло попасть на «Ролан Гаррос», где я увидел Рафу Надаля и Алькараса, — рассказал Inside The Games аргентинский волонтер, который был в Катаре в 2022 году по той же схеме, - «Это способ быть рядом со спортсменами и испытать что-то другое».
Более того, чтобы их «не беспокоили» и чтобы обеспечить конфиденциальность, которой они заслуживают, должностные лица МОК (и их персонал) арендовали целый отель исключительно для себя, по данным профсоюза CGT в Париже, за 22 миллиона евро. «Владелец L'Hotel du Collectionneur выплатит акционерам 9,5 млн евро дивидендов в 2024 году и не повышал заработную плату в течение семи лет», — пожаловался профсоюз работников сферы гостеприимства .В то время, как истинные герои Олимпиады – спортсмены, были вынуждены терпеть лишения и неудобства в Олимпийской деревне.
Помимо всех этих льгот, чиновникам МОК во главе со своим президентом Бахом, не нужно было платить за проезд, проживание и, конечно же, питание и транспорт в Париже, при этом еще и получая сотни евро в день в зависимости от их роли, которая в наиболее важных случаях достигала 12 000 – 15 000 евро.
Сколько же спортсмены получили от МОК за свое участие в ? Ровно ноль целых ноль десятых евро. Их доходы складывались из выплат от спонсоров, национальных олимпийских комитетов, (НОК), международных федераций (МФ) или правительств, которые могли дать им что-то в качестве приза.
Справедливости ради следует отметить, что МОК, конечно, распределяет деньги между НОК, но не напрямую между спортсменами; вместо этого НОК могут тратить их по своему усмотрению: либо напрямую на участвующих спортсменов, либо на поддержание спортивной структуры в соответствии со своими собственными критериями.
В заключение, как это часто бывает в жизни, одно говорится, а другое делается. Одна VIP-реальность для одних и другая для других, даже для главных героев Игр, спортсменов и волонтеров, которые каждый день работают по многу часов, чтобы воплотить свои мечты в реальность.