Хрупкий мир, который установился в хоккейном сообществе после того, как само собой сошло не нет и утихло дело российского вратаря Ивана Федотова, вновь был нарушен после неожиданного бегства словацкого нападающего хоккейного клуба КХЛ «Сочи» в Швейцарию, где этот игрок подписал контракт с командой «Лангау». Сначала восстановим хронологию событий, которая напоминает детективную историю, а потом расскажем о том, к каким последствиям данный побег может привести. Если, приведет, конечно, в чем мы все-таки сомневаемся.
15 октября, 31-летний легионер «Сочи» Михал Криштоф принял участие в общении с российскими школьниками в рамках проекта КХЛ «Урок хоккея» в средней школе №18 города-курорта, а затем вышел на тренировку неиграющего состава. После её окончания хоккеист самовольно покинул расположение команды и улетел из России. Некоторое время о его судьбе ничего не было известно, и только спустя два дня появилась информация, что словак подписал соглашение со швейцарским «Лангау», имея при этом действующий контракт с российским клубом до мая 2025 года.
Руководство ХК «Сочи» 17 октября выступило со следующим заявлением: «В последние перед исчезновением дни хоккеист выражал явное недовольство недостаточным, по его мнению, игровым временем и своей ролью на льду. После матча с «Витязем» 8 октября Криштоф в устной форме также сообщил, что получил предложение от одного из коллективов Швейцарии, при этом агент игрока с официальным запросом на «Сочи» не выходил. С нашей стороны на протяжении всего времени сотрудничества к Михалу было проявлено максимально уважительное отношение. Каких-либо финансовых задолженностей перед ним у клуба не имеется».
ХК «Сочи» будет действовать исключительно в правовом поле, и в соответствии с нормами регламента КХЛ. Российская Лига, в свою очередь, тоже выразила готовность оказать всестороннюю поддержку клубу в своем официальном обращении, осудив действия словацкого хоккеиста. Но это только на словах, а на деле? А вот с действиями как раз в правовом, юридическом поле у неё сейчас практически нет никаких рычагов воздействия на международном уровне, поскольку перед сезоном 2024/2025 годов КХЛ вышла из-под юрисдикции ФХР и является для ИИХФ «Non-member organization» (организации, не являющейся её членом – прим. ред.).
Глава Международной федерации хоккея Люк Тардиф уже указал нашей лиге на то, что принятые правила международных трансферов хоккеистов во всем мире больше в отношении КХЛ не действуют: «ИИХФ больше не имеет отношения к контрактам этой лиги. КХЛ больше не является членом Федерации хоккея России. В то время, как Словацкая федерация хоккея одобрила трансфер Михала Криштофа, поэтому и наша организация тоже одобрила его — в соответствии с международными правилами трансферов ИИХФ», - сказал Тардиф «Чемпионату».
Значат ли эти слова главного хоккейного функционера объявлением открытой трансферной войны нашей лиге? И что теперь любой легионер КХЛ может когда угодно, плюнув на свои обязательства перед клубом, беспрепятственно уехать играть в любой европейской чемпионат? Возможно, это так. К чему этот прецедент с бегством Криштофа может привести и что делать КХЛ в подобной ситуации? Стоит отметить, что наша хоккейная лига сама её во многом и спровоцировала, когда прошлым летом пошла на поводу у руководства ЦСКА, разрешив играть за этот российский клуб Ивану Федотову при уже подписанном им контракте с «Филадельфией». Грубо поправ, тем самым, регламент ИИХФ.
Сейчас же КХЛ старается забыть эту историю и обратить наше внимание как раз на не соблюдение общепринятых в мировом хоккее правил, которые она в прошлом году первой же и нарушила: «Регламент международных трансферов ИИХФ предусматривает, что все члены ИИХФ, их лиги и клубы должны уважать действующие контракты игроков, выступающих в организациях, являющихся или не являющихся её членами ИИХФ (пункт 8.1 Регламента). Таким образом, все члены ИИХФ — лиги и клубы — должны уважать контракты игроков КХЛ, несмотря на то, что она не является членом ИИХФ.
Нарушение ИИХФ установленного ею же фундаментального принципа уважения контрактов и Регламента международных трансферов в очередной раз демонстрирует непоследовательную и политически мотивированную позицию этой организации в отношении КХЛ и российского хоккея в целом, создает опасные прецеденты, способные разрушить механизм международных переходов, основанный на добросовестном поведении всех его участников», - говорится в заявлении Лиги.
Подобная контрактная анархия может, правда, сработать и в обратном направлении. Так, известный хоккейный агент Алеш Пилко в своих соцсетях написал: «В ИИХФ сказали, что КХЛ больше не является частью Федерации хоккея России. Это означает, что я как агент могу легко взять игрока из Европы и привезти его в Россию, не договариваясь о выкупе. Отлично!». Однако КХЛ явно такую частную позицию не разделяет и хочет закопать «топор» контрактной войны глубоко в землю. Лига вряд ли будет обращаться в Международный спортивный суд (CAS) или другие судебные инстанции по этой ситауции.
У КХЛ уже существуют неофициальные договоренности с Финляндией и Чехией об обоюдном признании действующих контрактов, и скорей всего, наша Лига будет стремиться к заключению в ближайшее время уже официального соглашения со всеми ведущими чемпионатами Европы, а, возможно, и нового договора с самой ИИХФ. «КХЛ открыта для прямого диалога с европейскими профессиональными лигами для выработки правил взаимодействия по переходам хоккеистов», - говорится в официальном коммюнике, опубликованном на её сайте.
В конце этой темы не можем не добавить, что французский интриган, который сейчас возглавляет ИИХФ, Люк Тардиф поступил как вредный и обидчивый мальчишка, «баш на баш». Вы нам не отдали Федотова, мы у вас тоже кого-нибудь «умыкнем» и тогда будем в расчете. Детский сад! Но еще раз подчеркнем, контрактная война и анархия в хоккее сейчас никому не выгодна.
***
Теперь о более приятном. Всю прошедшую неделю российское, да и не только российское, хоккейное сообщество было приковано к Минску, а точнее, к одному игроку этой команды – нападающему Вадиму Шипачеву. 37-летний воспитанник череповецкого хоккея сначала в игре с «Магниткой» сравнялся с Евгением Бирюковым по количеству проведенным матчей (1001), а затем, уже в следующей игре, 19 октября, с «Нефтехимиком», выйдя на лед в 1002 раз, стал единоличным рекордсменом КХЛ по этому показателю. Легенда!
Эти события в столице Белоруссии были обставлены с помпой, практически на государственном уровне – с приездом высоких гостей (президента КХЛ Алексея Морозова – прим. ред.), торжественными речами, вручением памятных наград и незабываемыми подарками – огромным тортом. Сам виновник происходящего, который за свою продолжительную карьеру выиграл олимпийское золото, золото, серебро и бронзу чемпионатов мира, а также два Кубка Гагарина был по обыкновению скромен и немногословен.
«Когда в юном возрасте вышел на арену в Череповце, не мог подумать, что проведу столько успешных лет в хоккее, и меня будут чествовать с 1002-м матчем. Это как сказка, хотел бы сказать спасибо моей маме, которая привела меня в хоккей, моей супруге Екатерине, детям и отметить всех тренеров, персонал, руководства клубов, где я играл, игроков. Спасибо КХЛ за этот подарок, очень благодарен руководству минского «Динамо» за этот праздник и за это шоу, они большие молодцы», - сказал юбиляр под громкие овации 15 тысячи болельщиков, пришедших в субботу на «Минск-арену».
Далеко и надолго убирать свои ладони для нового рукоплескания российскому лидеру и капитану своей команды, белорусским любителям хоккея не придется, поскольку в прошедшей встрече с Нижнекамском Вадим повторил еще один выдающийся рекорд. Сделав результативную передачу, он сравнялся с другой легендой нашей лиги, Сергеем Мозякиным, по набранным очкам. На счету двух ярких отечественных нападающих стало по 928 результативных балла. Уже в следующей игре, в понедельник, против «Барыса» Шипачев может стать единоличным лидером бомбардирского списка в истории КХЛ.