После целого года невероятных по свей стоимости покупок игроков, которые в равной степени удивили и ужаснули футбольный мир, саудовский футбол претерпел радикальные изменения. Движимая политикой бюджетной корректировки, Саудовская про-лига решила вдвое сократить свои инвестиции в новых звездных игроков, отдавая приоритет финансовой стабильности в сочетании с ужесточением фискальной политики в богатой нефтью стране Персидского залива. Преследуемые призраком провалившегося эксперимента китайской Суперлиги, шейхи стремятся избежать подобной участи.
Летом 2023 года саудовские клубы щедро потратились, чтобы привлечь таких игроков, как Карим Бензема, Рияд Марез, Фабиньо, Н'Голо Канте, Садио Мане и Неймар и многих других звезд европейской футбольной элиты. Тем не менее всего год спустя самым примечательным трансфером, не подрывающим его способностей, стало подписание "Аль-Ахли" английского нападающего из "Брентфорда" Айвана Тоуни. Также «Аль-Иттихад» приобрел перспективного 25-летнего полузащитника Муссу Диаби из «Астон Виллы» за 64 миллиона долларов.
Особенность заключается в том, что Саудовская Аравия увеличила свои расходы на трансферы в 25 раз по сравнению с 2022 годом,. Ошеломляющая цифра в 1,05 млрд долларов летом 2023 года вывела ее на четвертое место по самым высоким расходам, согласно данным Transfermarkt, уступая только Серии А, Лиге 1 и Премьер-лиге, которые безраздельно господствовали с примерно 3 млрд долларов.
Однако для каждого потока всегда есть механизм, чтобы остановить волну. На этот раз это было существенно, поскольку трансферные операции в саудовском футболе заметно сократились. Расходы резко упали с почти 1,1 млрд долларов до более скромных 460 млн долларов во время последнего трансферного окна, опустив саудовскую лигу на шестое место вместе с крупнейшими тратами, сразу за «большой пятеркой» европейских лиг (Англия, Германия, Италия, Испания и Франция), с которыми она стремится конкурировать лицом к лицу, хотя различия остаются огромными.
Криштиану Роналду, фигура, которая впервые открыла сокровищницу Саудовской Аравии в декабре 2022 года и спровоцировала приток звезд, сродни метеоритному дождю, заметил в начале 2024 года во время церемонии вручения наград Globe Soccer Awards в Дубае, что саудовская лига даже «более конкурентоспособна», чем французская Ligue 1, лига, в которой он никогда не играл. Однако сейчас ситуация, похоже, ухудшается.
«Я думаю, в прошлом году они достигли своей цели, которая заключалась в том, чтобы вывести свою лигу на карту. Такие легенды, как Роналду и другие, привлекли зрителей. Теперь вопрос в том, как это сохранить», — считает Джеймс Дорси, исследователь из Университета Сингапура. Амбиции арабского футбола, подпитываемые доходами от нефти, вызывают воспоминания о китайской Суперлиге, где клубы платили большие деньги за привлечение футболистов, пока несколько владельцев не объявили о банкротстве.
Китайский случай был уникальным . Его первые признаки роста появились в 2013 году, когда знаменитый Дэвид Бекхэм стал первым мировым послом CSL. Однако настоящее землетрясение произошло в 2016 году. После успеха Паулиньо в 2015 году китайские клубы не жалели средств на привлечение крупных мировых талантов. Такие звезды, как Оскар, Халк, Рамирес, Джексон Мартинес и Фреди Гуарин, прибыли в Китай, что стало сигналом того, что азиатская лига стала весьма привлекательным местом назначения. С бывшим чешским полузащитником Павлом Недведом, выступающим в качестве ее второго посла, Суперлига укрепила свои позиции на международной футбольной сцене.
Однако при более внимательном рассмотрении обеих лиг можно заметить ключевое различие. CSL в первую очередь ориентировалась на ветеранов, которые уже добились значительных успехов. Исключением стал Оскар Эмбоаба, который приехал в Китай всего в 26 лет, сыграв до этого ключевую роль в триумфе «Челси» в Лиге Европы УЕФА 2013 года.
Напротив, Саудовская профессиональная лига агрессивно привлекала гораздо более молодые таланты , такие как Габри Вейга, Мохамед Симакан, Маркос Леонардо и Мусса Диаби. А когда молодые таланты объединяются с иконами мирового футбола, включая обладателей «Золотого мяча» и чемпионов мира и Европы, таких как Роналду, Бензема, Канте и Неймар, ситуация становится еще более пугающей для традиционно доминирующих лиг. Если история чему-то нас и научила, так это тому, что гламур не всегда равен ценности, и над Саудовской про-лигой сгущаются темные тучи, считают некоторые специалисты.
Несмотря на недавние экономические потрясения, Саудовская Аравия остается устойчивой державой, теперь устремленной на новые горизонты. Она планирует провести чемпионат мира по футболу 2034 года, инвестируя миллиарды долларов, чтобы стать магнитом для туризма и бизнеса до того, как закончится эра нефти. «Существуют более продуманные и стратегические способы подхода к приобретению талантов , и, похоже, саудовцы их изучают», — заметил Саймон Чедвик, профессор спорта и геополитической экономики в бизнес-школе Skema.
По словам Чедвика, эпоха экстравагантных подписаний «далека от завершения», хотя «маловероятно», что сценарий 2023 года станет обычным явлением. Действительно, критика уже начала выходить на поверхность, больше подчеркивая негатив, чем демонстрируя успехи саудовского футбола.
Самое тревожное, что недовольство возникает изнутри. Всего несколько недель назад Витор Перейра, менеджер «Аш-Шабааб», выразил свое разочарование доминированием «большой четверки» Саудовской Аравии — «Аль-Хиляль», «Аль-Наср», «Аль-Иттихад» и «Аль-Эттифак» —: «Реальность такова, что, за исключением сильных команд, большинство клубов не могут конкурировать. Я посмотрел на скамейку запасных и увидел только трех игроков. Там было пять 19-летних, которые не готовы соревноваться. К сожалению, такова реальность», — заявил Перейра на пресс-конференции, вызвав споры о том, начинает ли угасать стремление Саудовской Аравии стать мировой футбольной державой.
Сокращение расходов на футбол совпадает с растущим бюджетным давлением в королевстве Персидского залива, которое занимается амбициозной программой реформ, включающей несколько мегапроектов, в то время как доходы от нефти снижаются. Показательный пример произошел в апреле, когда министр финансов Саудовской Аравии заявил, что глобальная экономическая ситуация заставила власти «пересмотреть сроки реализации некоторых из этих проектов».
В прошлом месяце саудовские чиновники признали, что ожидают дефицита государственного бюджета до 2027 года, в то время как Государственный инвестиционный фонд (ПИФ), которому принадлежат вышеупомянутые четыре саудовских футбольных гиганта, выпускал облигации четыре раза в этом году. Фактически, Эстеве Кальзада, новый генеральный директор "Аль-Хилял", сказал в интервью Sport, что руководители должны «управлять учетом прибылей и убытков , как в любом бизнесе. Максимизировать доход и быть осмотрительными с расходами».
Королевство приостановило многочисленные проекты в этом году, чтобы оценить их соотношение цены и качества, как сообщает Чедвик. Непомерные подписания знаменитых игроков — «долгосрочное финансовое бремя, которое не гарантирует успеха, особенно для национальной сборной Саудовской Аравии». На спортивном фронте этот приток звезд вытеснил местные таланты. Хотя общий уровень лиги повышается, места в основном заполняются иностранными игроками.
Между тем журналист Sportdata Мохамед Мандур отметил: «Каждый проект требует существенных расходов на начальном этапе», добавив, что Саудовская профессиональная лига продемонстрировала «реализм и рациональность», ища «спонсоров и ресурсы для клубов», особенно из-за рубежа. «Расходы этого года отражают зрелость лиги и ее готовность устранять технические пробелы в командах, — добавил представитель лиги, пожелавший остаться анонимным. - Кто сказал, что нам нужно подписывать главную звезду каждое лето?»
Снижение расходов на трансферы — это общемировая тенденция. По данным ФИФА, общие инвестиции в мужской футбол сократились на 13% по сравнению с летом 2023 года, составив в последнем трансферном окне 5,8 млрд долларов. Теперь задача Аравийского полуострова — сохранить уже имеющихся звезд и не допустить массового оттока. Как предсказывает Чедвик, «ветры жесткой экономии дуют в футбол, отражая растущие экономические и политические проблемы во всем мире».