Сентябрь 2024 года может стать самым ужасным временем за последние 50 лет олимпийского движения. Президент Международного олимпийского комитета (МОК), немец Томас Бах поставил самую главную всемирную спортивную организацию на грань банкротства.
Хуан Антонио Самаранч, являвшийся президентом МОК с 1980 по 2001 годы, в свое время спас олимпийский комитет от разорения, пересмотрев всю финансовую политику организации, научив ее зарабатывать на продаже коммерческих и медиа прав Игр. Его преемник, Жак Рогге, также стремился к финансовой независимости Олимпийского комитета. Не всем нравилась такая политика Самаранча и Рогге, но что точно является неоспоримым фактом – МОК не только начал вкладывать деньги в развитие спорта и олимпийского движения, но и стал одной из самых прибыльных международных корпораций.
К сожалению, большие, точнее огромные прибыли в конечном итоге сыграли с МОК злую шутку. Сменивший Рогге на посту президента Томас Бах, олимпийский чемпион 1976 года в командном первенстве фехтования на рапирах и опытный спортивный функционер, вместе с другими руководителями олимпийского комитета решили, что имеют право не только эффективно управлять развитием мирового спорта, но и фактически единолично им править. Именно при Бахе на сайте организации практически каждая новость стала сопровождаться припиской: «Международный олимпийский комитет перераспределяет более 90 процентов своего дохода в более широкое спортивное движение, что означает, что каждый день эквивалент 4,2 млн долларов США идет на помощь спортсменам и спортивным организациям на всех уровнях по всему миру». Словно напоминая всем спортсменам, кто именно их кормит и кому они обязаны своим благополучием.
Неудивительно, что эти чрезмерные амбиции и гипертрофированный нарциссизм в конечно итоге поставили все олимпийское движение на грань краха.
Апогеем стали политизированные несправедливые и юридически необоснованные санкции против российских и белорусских спортсменов, национальных комитетов этих стран, война с Международной федерацией бокса (IBA), чей президент Умар Кремлев словно стал личным врагом для Томаса Баха и самые скандальные в истории летние Олимпийские игры в Париже – перечислять заново все претензии к этому соревнованию вряд ли стоит, они и так хорошо известны. Тем более, что Баха в начале марта 2022 года предупреждали – политизируя спорт, превращая олимпиады в оружие борьбы с неугодными Западу странами, он открывает «ящик Пандоры». В сентябре 2023 года президент РФ Владимир Путин заявил о том, что руководство МОК искажает идеи Пьера де Кубертена о спорте вне политики. По его мнению, произошла неприемлемая коммерциализация спорта, и Олимпиады стали заложниками финансовых интересов. Само олимпийское движение продолжает деградировать, не выполняя своих важнейших функций по объединению людей.
Возможно устав от всех скандалов и не в силах справиться с катастрофическими последствиями своих необдуманных решений, Томас Бах заявил, что не будет участвовать в выборах нового президента МОК, которые состоятся в рамках 143-й сессии организации с 18 по 21 марта 2025 года в Греции.
Что же получит в наследство от немецкого олимпийского чемпиона его преемник? Есть весьма большая вероятность, что такую же полунищую, не пользующуюся большим авторитетом структуру, от которой отвернулись крупные международные корпорации и которую в свое время спасал маркиз Самаранч.
***
Японская компания Panasonic Holdings 10 сентября 2024 года заявила, что расторгнет свой 37-летний контракт в качестве главного спонсора Олимпиады после окончания Игр в Париже. Компания из Осаки впервые стала официальным партнером Олимпийских игр в 1987 году, а с 2014 года расширила свое партнерство и на Паралимпийские игры. Она поддержала Игры своими технологиями, продукцией и услугами, н теперь этому пришел конец.
Одновременно с этим председатель правления крупнейшего в мире автопроизводителя Toyota Motor Акио Тойода 26 сентября подтвердил на принадлежащем компании медиаканале, что компания не будет продлевать свой 10-летний контракт в качестве главного спонсора Олимпийских и Паралимпийских игр после завершения Парижских игр.
За период 2017–2021 гг. МОК получил от своих главных спонсоров доходы в размере 2,295 млрд долларов США, что является вторым по величине источником дохода для олимпийского движения; вещательные компании за тот же период выплатили 4,544 млрд долларов США.
Официальные западные СМИ попытались представить эти скандальные решения как вполне себе заурядные экономические явления. Процитировав президента МОК Томаса Баха, пытающегося сделать хорошую мину при плохой игре: «МОК понимает и полностью уважает тот факт, что компании должны адаптировать свою бизнес-стратегию. Поэтому это партнерство завершается уважительным и дружеским образом».
Однако чуть более независимые западные СМИ раскрыли истинную причину решения двух крупнейших международных корпораций - «политические проблемы».
Сетевое издание insidethegames.biz уточнило, что они резко свернули спонсорство Олимпиады из-за растущего политизированного характера Игр, утверждая, что спортсмены отошли на второй план. И этот разрыв отношений подвергает серьезному риску модель финансирования крупнейшего в мире спортивного мероприятия. Именно это стало основной причиной, а не «адаптация бизнес-стратеги».
«Toyota была недовольна тем, как МОК использовал спонсорские деньги; они не были эффективно выделены на поддержку спортсменов или продвижение спорта», — сообщило японское информационное агентство Kyodo. А президент автомобильного гиганта Акио Тойода не стал либеральничать с МОК: «Уже некоторое время я задавался вопросом, действительно ли это мероприятие ставит спортсменов на первое место? Олимпиада теряет свою суть, отклоняясь от того, что должно являться ее основным фокусом: преданность делу и вдохновляющие истории самих спортсменов. Игры становятся все более политическими».
Уход Toyota означает, помимо прочего, постепенное удаление олимпийских логотипов со своей продукции и прекращение использования ее транспортных средств для поддержки мероприятия. Это решение влияет не только на Олимпийские игры, но и на Паралимпийские игры, где компания была ключевым партнером с момента расширения своей поддержки в 2014 году.
«С уходом двух основных спонсоров МОК сталкивается с трудной ситуацией. Хотя организация по-прежнему имеет широкую базу партнеров, уход таких влиятельных брендов, как Toyota и Panasonic, поднимает вопросы об истинной цели Игр и роли, которую крупные корпорации играют в их развитии», - совершенно справедливо отмечает insidethegames.biz.