В Бундеслиге «Боруссия» ковыляет к финишу на 5-м месте. Преследуемая призраками прошлого года и травмой, вызванной потерей титула в последний день, команда выглядела очень блекло.
Но только не в Лиге чемпионов. В Лиге чемпионов у игроков «Боруссии» огонь в глазах и невероятное рвение к победе. «Дортмунд» – это все и ничего, но теперь они финалисты Лиги чемпионов и каким-то образом вполне заслуживают этого.
Их победа со счетом 1:0 над «Пари Сен-Жермен» на «Парк де Пренс» во вторник (2:0 по сумме двух матчей) стала последним триумфом в одном из самых выдающихся забегов, которые соревнование видело за последние годы. «Дортмунд» даже не должен был выжить в группе. «Ньюкасл», «Милан» и, конечно, «ПСЖ» должны были отправлять дортмундцев как минимум в Лигу Европы.
Но нет! Они направляются на «Уэмбли», и от сравнений с прошлым никто не удержится. Прошло 11 лет с тех пор, как Юрген Клопп вывел команду финал Лиги чемпионов, который тоже проходил на «Уэмбли». И только теплота тех дней, фактически всей эпохи Клоппа, была тем, чего клуб жаждал и о чём мечтал с тех пор.
«Дортмунд» не вернулся, не стал собой образца 2013 года. Никто не назвал бы их равными команде Клоппа, но в этом заключается сладость этой аномалии и очарование их достижений. Это великая история, которую никто не предвидел.
Команда Эдина Терзича согнулась, не прорвавшись в Париже. Временами атакующая сила «ПСЖ» грозила сокрушить их. Штанги и перекладина дортмундских ворот дрожали, но так и не пустили мяч в сетку.
Но в более широком смысле Терзич и его игроки отправились в Париж со сработавшим планом игры. Они сидели глубоко и плотно между рядами. Они направили атакующее владение «ПСЖ» по правому флангу, подальше от опасных центральных зон и, что особенно важно, от Килиана Мбаппе. Не существовало идеального способа вести игру, но она прошла максимально близко к условиям «Дортмунда».
Мбаппе не был неэффективным, но он никогда не был слишком острым. Против него Джулиан Райерсон провел одну из своих лучших игр в качестве игрока «Дортмунда». Джейдон Санчо, который прославился своим дриблингом в первом матче, усердно страховал Райерсона, защитника на своём фланге. Это означало, что Мбаппе никогда не владел мячом на своих условиях и не имел тех возможностей, которыми он так часто наслаждается.
На другой стороне поля Усман Дембеле и Ашраф Хакими сделали 28 навесов между собой. В штрафной удача была на стороне «Дортмунда», но Терзич и его тренерский штаб надеялись увидеть именно такую статистику. Где-то их команде предстояло испытать сильное давление. Зацикливаться на ударах и отскоках мяча – значит упускать из виду суть игры, происходящей в контексте современного европейского футбола и его многочисленных неравенств. «Дортмунд» и «ПСЖ» не равны. Ими управляют разные люди, даже разные касты людей, в них играют полярные по стилю игроки.
Чтобы преодолеть этот дефицит, «Дортмунд» продемонстрировал потрясающую стойкость и немалое смирение. Даже одаренные техничные игроки Терзича во вторник превратились в работяг, и было что-то впечатляющее в том, как мастера Юлиан Брандт, Карим Адейеми и Марсель Забитцер изводили и изматывали команду, делая все, что было необходимо для команды.
«Дортмунд» держался. Дортмундцы телом ложились под удары. «Дортмунд» страдал. Потому что они были вынуждены, потому что, учитывая то, какими нелестным светом их показывает эта Бундеслига, они не были достаточно хороши, чтобы дать что-то меньшее, чем все.
Сегодня футбол прославляет клиническое и чистое мастерство. Плановые торжества, тактическое совершенство и самоуверенное хладнокровие; таковы современные правила игры, и «Дортмунд» не был верен ни одному из них. Это были грязные колени, желание вырвать после очередного рывка и животная самоотверженность. Но болельщики «Боруссии» приехавшие в Париж из Рурской долины, наверняка ощущали непреодолимую гордость.
На прошлой неделе Марко Ройс объявил, что покинет «Дортмунд» по окончании сезона. Ройс играл в финале 2013 года, и с тех пор он пережил ужасные травмы, неудачи и постоянный упадок команды вокруг него. Его уже давно уверили в том, что он покинет клуб как икона современного футбола, но этот сезон прошел в тумане, поскольку отношения между ним и Терзичем испортились из-за разногласий по поводу игрового времени.
И все же в этой удивительно странной кампании Лиги чемпионов, как и во многих других недугах «Дортмунда», все это не имело значения. Ройс вышел на замену во втором тайме и окопался вместе со своими товарищами по команде, готовый отдать все, что осталось в его 34-летнем теле. Это была такая ночь.
«Как мы выиграли игру, завтра никто не спросит. Удары в штангу завтра не будут иметь значения. Важно то, что «Боруссия Дортмунд» снова вышла в финал. Никто этого не ожидал. Это просто невероятно», – сказал Марко Ройс после матча.
И он чертовски прав. Никто этого не ожидал. От этого тренера, от этих игроков, от этого клуба. Точно так же, как никто не ожидает того, что последним воспоминанием о Марко Ройсе в форме «Боруссии» станет его фото с Кубком чемпионов.