Российский медиафутбол насчитывает уже не первый десяток лет своего существования. Но настоящий прорыв в этой разновидности «спорта номер один» произошел после его официального признания Российским футбольным союзом (РФС).
Не углубляясь далеко в историю, стоит отметить, что важным этапом развития медиафутбола стало создание в начале 2022 года Медийной футбольной лиги (МФЛ).
После этого в августе 2022 года «Амкал» и 2DROTS, двукратный чемпион МФЛ, были утверждены РФС в качестве участников 1/256 финала отборочного раунда Пути регионов FONBET Кубка России. Это стало еще одним важным этапом не только развития всего медиафутбола, но и нового формата национального кубкового турнира. Еще более приблизив его к молодому поколению.
Стоит отметить, что проблема популяризации футбола среди самых юных зрителей активно обсуждается последние годы в Международной федерации футбола (ФИФА), обеспокоенной тем, что традиционные виды спорта могут потерять свою популярность уже в ближайшее время. С одной стороны, необходимо сохранять существующие категории соревнований и базовые принципы их проведения. С другой стороны, требуется создание новых форматов проведения турниров, чтобы привлекать болельщиков на стадионы.
В этой связи эксперимент РФС совместно с титульным спонсором Кубка России, бесспорно, является актуальным, идущим в ногу с новейшими трендами развития международного футбола.
Естественно, после решения в 2022 году включить медиакоманды в розыгрыш Кубка России были опасения, что недостаточный профессиональный уровень таких участников не лучшим образом отразится на спортивной составляющей турнира. Но эти опасения оказались напрасными.
В сезоне 22/23 и «Амкал», и 2DROTS успешно в 1/128 финала обыграли клубы Второй лиги «Зоркий» и «Чертаново». Более того, «Амкал» дошел до 1/64 финала Пути регионов.
В Кубке России 2023/2024 медиафутбол представляли уже три клуба: 2DROTS, «Амкал» и чемпион третьего сезона МФЛ «Родина Медиа». На этот раз дальше всех прошел 2DROTS – в 1/32 финала Пути регионов он уступил «Химкам». Стоит признать, что все матчи с участием медиакоманд были яркими событиями Кубка, о которых «МК» не раз подробно писал.
В настоящее время начал обсуждаться формат проведения Кубка сезона 24/25, в котором предложено увеличить количество команд МФЛ до четырех.
На недавно завершившемся в столичном Гостином дворе форуме «Мы вместе. Спорт» состоялась панельная дискуссия «Путь регионов: новые форматы популяризации футбола на примере Кубка России». Ее участники обсудили плюсы и минусы действующего формата турнира, возможные изменения в регламенте и актуальные варианты его популяризации.
Сергей Анохин, генеральный директор FONBET, отметил, что благодаря новому формату Кубка России увеличилось количество команд в турнире, во многом за счет представителей различных региональных соревнований и медиалиги. В следующем сезоне, по словам спикера, букмекер планирует обратиться к РФС с запросом на увеличение числа команд из медиалиги, допущенных к матчам Кубка России по футболу. «Мы живем в эпоху изменений в международном спорте, и развитие внутренних форматов соревнований сейчас как никогда важно. Отстранение наших спортсменов от большинства международных соревнований дало толчок для внутреннего развития, – рассказывает Сергей Анохин. – Европейские лиги всегда интересовали российских болельщиков больше, чем отечественный футбол, поэтому нам важно искать новые способы взаимодействия с аудиторией, показывать зрителю интересную, яркую игру, вводить зрелищные форматы на трансляциях. Благодаря этим нововведениям мы уже наблюдаем рост интереса фанатов к российскому футболу».
Елена Рудакова, директор по взаимодействию с лигами и федерациями «Матч ТВ», отметила, что формат соревнований, где с профессиональными командами могут состязаться спортсмены-любители, дает возможность игрокам из регионов, не попавшим в состав топовых команд, получить еще один шанс и исполнить свою мечту.
В любом случае опыт проведения двух последних кубковых турниров наглядно показал, что участие в нем медиакоманд позволило не только повысить интерес к соревнованию среди уже существующих любителей футбола, но и значительно расширить аудиторию Кубка, привлечь к нему новых болельщиков. Уже только поэтому данное нововведение можно считать не только удачным, но и полезным для популяризации «спорта номер один».