Если нельзя, но очень хочется, то можно. Это уже не цитата из книги Юлиана Семенова «Приказано выжить». Это теперь девиз Всемирного антидопингового агентства , в простонародье ВАДА. Того самого, которое возглавляет "звезда" пранков Вована и Лексуса поляк Витольд Банька. Признавшийся недавно, что, помимо прочего, разбирая дела российских спортсменов, не забывает о своей национальности.
Что еще могло забавного случиться с этим паном и его фирмой? Могло, и случилось.
В субботу, 20 апреля, американская газета NY Times, наряду с другими западными СМИ, опубликовала сенсационный материал о том, что у 23 китайских пловцов накануне Олимпийских игр в Токио, состоявшихся из-за ковида летом 2021 года, были положительные допинг-пробы на триметазидин. Но китайское антидопинговое агентство провело расследование, установив, что этот препарат попал в их организм с едой случайно. Результаты расследования ВАДА устроили, китайскую сборную пустили на летнюю олимпиаду, где ее представители завоевали несколько медалей. В том числе три золотых. Две из которых у Чжан Юйфей, фигурировавшей в списке нарушителей. Более того, эта спортсменка, среди прочих, примет участие в летних олимпийских играх в Париже летом этого года. Так как вины на ней нет. Согласно решению ВАДА.
После обнародования факта разразился настоящий скандал. Потому что у нашей фигуристки, Камилы Валиевой, через год нашли этот же самый препарат в одной из проб. И мы тоже пытались доказать, что триметазидин попал в ее организм непреднамеренно вместе с едой. Как и у китайцев. Но в отличие от них Валиеву, в конечном итоге, международный Спортивный арбитражный суд, признал виновной. И дисквалифицировал на четыре года, лишив золотой олимпийской медали зимней пекинской олимпиады 2022 года.
Вопросы ВАДА задали все. В том числе международная организация Global Athlete, заявившая, что фирма Баньки своими двойными стандартами нанесла непоправимый ущерб всему мировому спорту на многие десятилетия вперед. А американское антидопинговое агентство в лице своего президента Тревиса Тайгарта обвинило ВАДА ни много ни мало в сговоре с китайскими властями. При этом некоторые западные СМИ намекнули, что в этом нет ничего удивительного, так как эта страна сделала в последнее время щедрые пожертвования на научные исследования, помогающие бороться с допингом.
Такого оскорбления ВАДА снести не смогло. И 22 апреля вечером устроило пресс-конференцию. На которой главный юрисконсульт этой организации Росс Венцель попытался объяснить всему миру, в чем разница между Валиевой и 23 китайскими пловцами.
«В деле Валиевой, это открытая информация, концентрация - 2,1 нанограмм на миллилитр, в случае с китайскими спортсменами концентрация намного ниже», - заявил юрист. Добавив, что в деле Валиевой не было ничего, что помогло бы исключить версию умышленного приема триметазидина за несколько дней до соревнования. А вот у китайцев все понятно — случайно в отеле, где жили эти спортсмены, на кухне кто-то то ли разлил, то ли распылил, то ли еще что-то сделал с сердечным лекарством. И оно каким-то образом попало в пищу к несчастным пловцам. Иными словами, защита Валиевой не предоставила никаких доказательств непреднамеренного попадания лекарства в организм фигуристки. В то время как в случае с китайскими спортсменами у ВАДА не оказалось ни единого повода (!), чтобы опротестовать версию о случайном заражении продуктов.
***
Надо признать честно, что все это выглядит очень нехорошо. Не потому, что допинг употреблять плохо, а покрывать нарушителей, независимо от их статуса и национальности и того хуже. А потому, что ВАДА и правда очень туманно объясняет мотивы своих действий. Прикрываясь тем, что часть ее информации является конфиденциальной и получена от анонимных источников. Поскольку борьба с допингом частично основывается на слежке и доносах. К слову, там даже специальные закрытые семинары проводят, на которых рассказывают, как надо следить и доносить.
Конечно, борьба с нарушениями в спорте — дело нужное и полезное. Иначе потеряется сам смысл спортивных соревнований, которые превратятся в битву таблеток и пилюль.
И здесь нужно еще раз вспомнить о том, что же собственно представляет из себя эта ВАДА?
А это, вообще-то, «независимая организация, осуществляющая координацию борьбы с применением допинга в спорте, созданная при поддержке Международного олимпийского комитета». И «управление и финансирование ВАДА основаны на равноправном партнерстве между спортивным движением и правительствами мира».
Иными словами, это частная организация, наделенная широкими полномочиями, которые добровольно признаются странами, подписывающими соответствующую декларацию.
Вот только полномочий этих с каждым годом становится все больше и больше. И их карательные последствия почему-то довольно часто оказываются направлены именно против российского спорта. Это не намек. Это просто констатация факта. Вот что было на летних Олимпийских играх в ХХI веке.
В ноябре 2012 года в результате перепроверки проб, взятых на Олимпийских играх 2004 года в Афинах, бронзовую медаль отобрали у Олега Перепечёнова (тяжелая атлетика), а в декабре 2012 года бронзовой медали лишили толкательницу ядра Светлану Кривелёву.
Перед пекинской Олимпиадой 2008 года вступили в действие новые правила ВАДА, согласно которым тесты на допинг могли проводиться у одного спортсмена по несколько раз в день. А за неделю до открытия Игр Международная ассоциация легкоатлетических федераций отстранила от участия на Олимпиаде и во всех других спортивных соревнованиях пять российских легкоатлеток, членов олимпийской сборной России, Томашову, Фоменко, Соболеву, Пищальникову и Ханафееву из-за несовпадения ДНК в анализах допинг-проб 2007 года.
В конце марта 2016 года Международная ассоциация легкоатлетических федераций лишила наград лондонской Олимпиады 2012 года Ольгу Каниськину, Сергея Кирдяпкина. Евгению Колодко, Александра Иванова, Заболотную Наталью, Юлию Зарипову, Татьяну Белобородову. У Ивана Ухова золотую медаль той Олимпиады отобрали в начале февраля 2019 года.
На Олимпиаду 2016 года в Рио-де Жанейро не допустили уже всю нашу легкоатлетическую сборную. Туда поехала только Дарья Клишина. Точно также была дисквалифицирована и вся наша сборная по тяжелой атлетике в полном составе. Международная федерация гребного спорта (ФИСА) дисквалифицировала из-за употребления допинга российскую мужскую команду по академической гребле. По сообщению ФИСА, в допинг-пробах олимпийского чемпиона 2004 года Сергея Федоровцева, взятых 17 мая 2016 года, был обнаружен триметазидин (!). То, что происходило на токийской Олимпиаде в 2021 году, мы все и так помним.
Иными словами, триметазидин уже был известен нашим олимпийцам и врачам сборных еще за шесть лет до «дела Валиевой». Как и возможные санкции в случае его обнаружения в анализах спортсмена. Поэтому как в случае с китайскими пловцами, так и с Камилой от ВАДА хотелось бы получить более исчерпывающие объяснения. Иначе все доводы и оправдания в различных подходах к этим двум нарушениям будут писаны вилами по воде. Или ваде. Тут уж как кому нравится.