Все это мы когда-то уже проходили: массовые тренерские заезды, большие контракты, высокие ожидания, почти неизбежные разочарования. Отсюда и чувство тревоги. Причем рождает его не столько количественный аспект, сколько качественный. Когда в российской премьер-лиге работали профессионалы уровня Лучано Спаллетти, Гуса Хиддинка, Дика Адвоката, Роберто Манчини, Хуанде Рамоса, Мирчи Луческу, их имена в общей статистике проходили как бы отдельной строкой, ибо за плечами – большие знания и богатый опыт, причем опыт победный.
Да, получалось далеко не все и не у всех, но мотивы, по крайней мере, звучали внятно. Цели и средства их достижения в целом совпадали.
Что сейчас? Вопрос, скорее всего, риторический. Даже по Ивичу с Личкой, чьи команды в первой части сезона дали и результат, и неплохое качество, сомнения не сняты. Окончательные выводы оставим на конец сезона, потому что зимний подготовительный период – хронически слабое место иностранцев. Нет в Европе такой практики, чтобы турнир прерывался почти на три месяца, - соответственно, нет и опыта, который, как известно, сын ошибок трудных.
Будем верить, что у «Краснодара» и «Динамо» все получится, и интрига в верхней части турнирной таблицы РПЛ сохранится.
***
В 2013 году по инициативе ООТФ в регламент чемпионата России была внесена норма о налоге на тренеров-иностранцев. Многим столь ярко выраженный протекционизм, как говорится, не зашел, но результат – на табло. В сезоне-2011/12 в премьер-лиге отметились 10 варягов (рекорд!), а в следующие годы их количество неуклонно снижалось: 8, 6, 4…
Если такая динамика и отразилась на качестве турнира, то исключительно в лучшую сторону. Не говоря уже о том, сколько рабочих мест было освобождено для перспективных, хорошо обученных, голодных до работы россиян. Многие из отечественных тренеров, начинавших карьеру 10 лет назад, сегодня – в числе лидеров корпуса. Задачу налог, безусловно, выполнил, и очень жаль, что его отмену ущемленные в своих интересах люди пролоббировали спустя всего два года.
Может быть, пришло время подумать о возвращении в регламент некоей ограничительной меры, которая поддерживала бы «отечественного производителя»? Снять кальку – с поправками на время, конечно, - с 2013-го нет проблем. Или, как вариант, законодательно выписать запрет на частую смену тренеров: скажем, не более двух ротаций в течение пяти-шести сезонов.
Драконовский подход, слишком жесткий? Нереализуемый на практике? Только на первый взгляд, причем взгляд непросвещенный.
Во-первых, если в основе замыслов и действий лежат интересы российского футбола в целом, а не отдельно взятых его представителей, - логика тут прямая. На выходе:
- трезвый, аккуратный подход как к подбору тренерских кадров, так и к оценке их работы;
- барьер на пути к непродуманным, порой спонтанным увольнениям, с которыми, замечу попутно, прямо связаны кампании по освоению трансферных бюджетов;
- повышенная степень уверенности тренерского штаба в том, что у него есть время, чтобы воплотить в жизнь идеи, планы, знания и опыт;
- особого рода «закалка» руководства, которое обязано проявлять терпение, демонстрировать солидарность с тренерском штабом, оказывать ему, раз уж состоялось назначение, всемерную поддержку.
Во-вторых, вопрос всего лишь в том, чтобы подойти к решению проблемы максимально взвешенно, тщательно продумав и оценив все «за» и «против». В конце концов, лимит на иностранных футболистов, какой бы ни была его формула, тоже далеко не у всех вызывает восторг, но регламент есть регламент: принят – исполняем.
***
Характерно, что шараханья из крайности в крайность, которые не идут на пользу ни тренерам, ни командам, свойственны главным образом клубам, скажем так, не самого высокого полета. Флагманы в этом отношении ведут себя более солидно. На то они и флагманы. Они заинтересованы прежде всего в прогрессе команды, в спортивном результате. Не без исключений, конечно, но аномальная текучка кадров из-за неграмотного подбора кадров и дефицита терпения – признак середняка или аутсайдера. А что здесь курица, что яйцо – вопрос как минимум дискуссионный.
Например, «Спартак». Флагман? По статусу – конечно, флагман! Самый популярный в стране клуб, исторически один из самых амбициозных. Между тем за пять лет «Спартак» поменял пять главных тренеров (Гильермо Абаскаль – шестой, и далеко не факт, что он отработает контракт до конца).
За Абаскалем маячат фигуры нового спортивного директора Томаша Амарала и технического директора Пола Эшуорта, у каждого из которых – свои помощники, советники, ассистенты, и тоже главным образом иностранцы. Поди в итоге пойми, что за стратегию избрал флагман на данном этапе своего развития? Куда движется? Россияне, кроме генерального директора Олега Малышева, хоть какое-то влияние на ход оперативных событий вообще имеют?
Боюсь, движется «Спартак» по пути, которым следовал недавно «Локомотив», нанявший несметные полчища немецких менеджеров, тренеров, аналитиков и опомнившийся на самом краю пропасти. Благо спасать клуб было поручено такому грамотному управленцу, как Юрий Нагорных. Сейчас ситуация в «Локомотиве» стабилизировалась, команда на подъеме и, уверен, готова к тому, чтобы в ближайшем будущем включиться в борьбу за самые высокие места.
Кстати говоря, кадровая ситуация, складывающаяся в «Спартаке», активирует еще одну характерную для нашего футбола проблему: чем выражен и подтвержден реальный статус тренера? В правильно устроенном футбольном коллективе тренер – №2 в клубной иерархии. Он отвечает только перед президентом, который принимал его на работу. А комплектование штаба, согласование трансферов, ключевые назначения (уровня спортивного директора, например) – исключительно тренерская делянка.
У нас же зачастую тренером прямо или косвенно управляют люди, не имеющие на это ни формального, ни морального права.