- Игорь Юрьевич, поделитесь своими впечатлениями о матче, закрывающем этот календарный год в регби-15? Что скажите о приеме оказанном в Самаре, где впервые на футбольной арене прошел регбийный поединок?
- Про сам матч я скажу не так много. Понятно, что закончился чемпионат России, его первый этап. Теперь только в апреле следующего года команды снова начнут играть. Конечно, окончание этой части сезона было очень бурным и захватывающим. Скажу, что этот чемпионат страны по регби - у нас просто прекрасный.
Во многих матчах мы видели упорнейшую борьбу, где всё решается с разницей всего в одно очко. Интрига сумасшедшая. Мы очень гордимся нашим чемпионатом. Каждая команда может обыграть любого соперника, и это, конечно, самое главное, что нужно болельщикам.
Во встрече, прошедшей на «Самара-Арене», то «Барбарианс» - это команда регбийных звезд-иностранцев, которых пригласили играть в Россию. В основном это игроки из ЮАР. Лучшие из тех, что не попали в основной состав своей национальной команды на Кубок мира, прошедшего сейчас во Франции. Могу смело утверждать, что эти ребята уже прекрасно адаптировались в нашей стране - им здесь комфортно и, несмотря, на различные санкции и давление, никуда из России они уезжать не собираются.
Я очень благодарю всех регбистов из разных стран, которые отыграли в этом поединке. Наши ребята, конечно, поучились немного у них. Но, я думаю, итоговый результат мог бы быть и другим. Если вы видели последние 5-7 минут, то нам немножко не повезло. Иначе мы бы выиграли Кубок Оболенского. Поэтому впереди у российского регби – большая работа.
- Откуда и почему возникла идея учредить Кубок князя Оболенского, который впервые между собой здесь, на Волге, разыграли сборная России и команда «Русские Барбарианс»?
- Хочу отметить такое важное историческое событие, которое заключается в том, что мы сейчас в регби увековечиваем образ Князя Оболенского, великого нашего соотечественника, который вынужден был покинуть Родину после революционных событий 1917 года. Выступая затем за регбийную сборную Англии, он совершил несколько попыток в историческом матче против Новой Зеландии, когда родоначальники этой игры одержали свою первую победу над представителями Южного полушария.
На Туманном Альбионе его звали «летающий князь». Он воевал против нацистов, так же, как и весь Советский Союз, весь наш народ во II мировой войне, но, к сожалению, погиб на своем самолете в 1940 году, выполняя боевое задание. Он получил известность и признание на своей новой Родине, но по понятным причинам не в России. Его потомки живут как в нашей стране, так и за рубежом – у имени князя Александра Оболенского есть огромный авторитет, и мы его очень уважаем.
Я хочу сейчас сказать большее - проведя историческое исследование, мы обнаружили, что первые правила регби были утверждены в 1892 году и это является датой рождения нашего вида спорта в России. И этот же год является годом рождения и футбола в нашей стране. Удивительный факт, но обе эти игры: регби и футбол также появились в один 1823 год только в Великобритании. Одни говорили, что играть с мячом надо только ногами и головой, а другие сказали, что Бог дал нам еще и руки, почему не играть еще и ими.
Когда-то на заре развития этих видов спорта была одна общая федерация, включающая в себя и регби, и футбол. И вот эта историческая параллель, которую мы возрождаем не только с советских времен, но возвращаемся еще в царскую Россию, где регби начинало развиваться, – это и есть связь времен, которую мы сейчас делаем. И князь Оболенский – одна из величайших фигур среди наших соотечественников, которая вошла в историю мирового регби.
Добавлю, мы думаем, что регби и в России XIX века, и в Советском Союзе прошлого столетия, и современное регби - должны быть связаны через великолепные личности, через великих наших игроков. А мы не такие уж и маленькие! Конечно, нам далеко еще до мировых лидеров в классическом регби. Но, например в регби-7 наши девочки – семикратные чемпионки Европы, а мужчины – пятикратные. Мы трехкратные европейские чемпионы по снежному регби. Есть титулы и у пляжного регби.
Если сравнить наш вид спорта с футболом, в смысле достижений – мы стоим выше. Мы - обладатели двух Кубков Европейских чемпионов. Это «Нарвская застава» из Санкт-Петербурга и московский ЦСКА. И вся история говорит, что регби – наш самый успешный, командный вид спорта в Европе. В мире, пожалуй, нет. Я очень уважаю победы наших гандболистов, волейболистов и хоккеистов на Олимпиадах и чемпионатах мира – они выше нас по праву.
- Какие еще преимущества у регби, как вида спорта, есть над многими любимым и почитаемым в нашей стране, футболом?
- Что касается классического регби, то перед введением санкций мы были 22-й командой в мировом рейтинге. А где находились наши футболисты? Я не хочу ни с чем и ни с кем сравнивать, я сам люблю футбол, но у российского регби успехов больше. В 2021 году мы стали чемпионами Европы, побеждали и в других, крупнейших мировых соревнованиях, о которых я упомянул выше.
Хочу только подчеркнуть, что у регби есть особенные черты – они называются честность и реалистичность. Ребята бьются на поле не щадя ни себя, ни соперника. И если игроку больно, то он не прячется и не забивается в угол. В игре всегда бывают шишки, бывают ссадины, бывает кровь. Но наша команда, в которой играют представители разных национальностей – это настоящие, современные, российские гладиаторы.
Вы знаете, что в регби нет щитков вообще? Есть только капа и шлем – больше ничего не защищено. А в игре у противника – острые шипы бутс, схватка и мол, но никто не плачет и не катается от боли по полю. И, если люди хотят увидеть что-то подлинное и настоящее, и что не является пиаром, где есть только поединок настоящих мужиков – это регби. А сами регбисты должны быть мужественными, особенными людьми, потому что не известно, что произойдет в следующем игровом моменте.
- Известно, что регби несет собой и высокую социальную ответственность и играет важную роль в обществе, скажем, в таких странах, как ЮАР, Новая Зеландия, да и в той же Англии, где как раз и были заложены традиции этой игры, вы согласны?
- Самое главное, что я хочу сказать с точки зрения общества, и это мое глубокое убеждение – регбист никогда не сможет пройти мимо какого-либо преступления, мимо зла. Нас так воспитывают с детства. Если какие-то хулиганы, бандиты или иные злые силы, которые наносят вред людям, нападают на девушек, стариков или ведут себя неприлично в социуме, то регбист использует свою силу. Я не считаю, что он должен быть нейтральным.
Его воспитывали и тренировали для того, чтобы он, будучи, по природе добрым человеком, но где на поле каждую минуту есть риск сломать шею – он не должен проходить мимо зла. Он должен пресекать своей силой это зло. Считаю, что это очень правильная и активная позиция.
- Возвращаясь к самому матчу в Самаре, не планируете ли вы формат подобных встреч несколько расширить? Скажем ввести различные конкурсы среди игроков, как это делается на хоккейных матчах Всех Звезд?
- Я с вами согласен. Мы уже делали и делаем различные около спортивные, да и не только, активности для болельщиков. Просто этот матч совпал по срокам с проведением форума «Россия – Спортивная держава» в Перми. Именно там мы задействовали все свои возможности – и стенды, и спортивные зоны, где дети могли покидать и поиграть в мяч. Много и других мероприятий провели в Перми. Сюда, в Самару просто не успевали физически все это доставить.
Поэтому вместе с местными властями мы решили больше сделать акцент на подрастающее поколение. В Самаре в преддверии этой игры – мы провели два потрясающих, всероссийских, детских турнира. И то, что местная юношеская команда завоевала серебряные медали – это не удивительная история для этого города.
Самара является трехкратным чемпионом страны по пляжному регби. Они великолепно выступают и в снежном регби – 5 на 5. Эти соревнования проходят обычно на хоккейных коробках, насыпанных песком или снегом. Поэтому традиции регби здесь очень большие. Один местный воспитанник (Виталий Соловьев – Прим. ред.) в этом матче впервые в своей жизни сыграл за «Барбарианс» и это здорово.
- Считаете, что в этом регионе регби может получить дальнейшие развитие и в ближайшей перспективе составить конкуренцию другим видам спорта, прежде всего популярному здесь футболу?
- Мы хотим, чтобы Самарская область, как и другие регионы Поволжья присоединились к городам (у нас сейчас в стране таких 12), где регби — базовый вид спорта. Для этого надо еще многое сделать и над чем поработать: открыть отделения в спортивных школах, проводить уроки регби на физкультуре в учебных заведениях и многое другое – не буду сейчас всё перечислять – их, поверьте, очень много.
Но пирамида нашего вида спорта начинается не с матча сборной России с «Барбарианс» - она начинается с детей, с детского спорта. В этом наша принципиальная задача. Мы никогда, а я уже 8 лет возглавляю федерацию регби России, от этого не отступим! Кто-то может предложить, давайте соберем сильную команду и заплатим им большие деньги. Наша сборная могла легко выиграть у «Барбарианс» - нужно было только немного игроков стимулировать. Нет! Ребята играли за «ноль» рублей.
Они играли за то, чтобы показать Самаре и всей стране, что они бьются и сражаются друг за друга и это была очень серьезная история. Чтобы вы понимали, регбисты зарабатывают меньше футболистов в 13 раз, по сравнению с хоккеистами – в 8 раз. Не буду называть конкретные фамилии, но лучшие отечественные игроки в регби получают зарплату 150 тысяч рублей в месяц. И никто из них не плачет, хотя наша игра более тяжелая и травмы встречаются очень часто.
Сравнивая с футболом, где очень много пиара и который государство очень сильно поддерживает, регби в этом смысле пасынком был всегда, но, эта абсолютно искренняя и честная игра. У нас нет места – ни черным маклерам, ни взяткам, и где судей уважают превыше всего. Где всё по-честному и по-настоящему.
- Вы ранее упомянули, что уже 8 лет возглавляете федерацию регби страны. Накануне матча в Самаре появилась информации, что он станет последним для вас на этой должности. Подтвердите или опровергните этот слух?
- Я никуда не ухожу, поскольку сам президент России поручил мне 8 лет назад заниматься регби и этому есть своя причина. В молодости я серьезно увлекался этим видом спорта – играл на первенстве СССР за юношескую и молодежную сборную Ленинграда. И это поручение Владимира Владимировича Путина остается в силе.
Да я, честно говоря, свою жизнь и дальше, на пенсии, без регби сильно не представляю. Пока меня терпят мои товарищи – я буду этой, самой лучшей игрой с мячом заниматься.
- Главный тренер сборной России Александр Первухин после этой встречи сказал, что не видит смысла оставаться у руля команды, которая проводит всего одну игру за год. Как вы можете эти слова прокомментировать?
- Александр Юрьевич – замечательный человек. Мы его любим и очень сильно доверяем. Но такое же положение дел не только у нас, но и у всех остальных видов спорта в России. Какой смысл нам об этом говорить. Это большая политика, не красивая, дискриминационная в отношении нашей страны, не имеющая под собой никаких оснований. То, что сегодня происходит, это разрушение всего олимпийского движения.
Что касается Первухина, то, думаю, что он всегда будет с нами и останется наставником нашей сборной. Потому что на сегодняшний день, он – самый лучший отечественный тренер. Я думаю, это он так немного поворчал на эмоциях после обидного поражения. Пусть немного остынет, мы с ним еще поговорим о дальнейшем сотрудничестве.
- В каком формате будет функционировать институт национальной сборной страны по регби? Например, в футболе не скрывают, что смотрят уже в завтрашний день…
- Конечно, мы не можем сделать политический прогноз, но основной акцент мы делаем на 2031 год. Поэтому сборная, которая играла сейчас и которая будет играть дальше – это молодая команда. Поэтому «Барбарианс» и победили наш коллектив, потому что у нас было много молодых игроков. Если бы ребята были постарше, в самом расцвете сил, то и результат был бы совсем другим. Особенно в конце матча – мы бы дожали соперника. А так опыта было мало, и они растерялись.
Но это не влияет на главное. Наша основная история – это пирамида. Где в её основании - дети. Будет и 2031, и 2041, и 2068 годы, да какой угодно год, нас уже не будет, но у нас будет огромное количество школ и высокая конкуренция между командами. Самое большое достижение федерация за последние три года, знаете какое? Несмотря на то что у нас не так много денег, как в футболе или в хоккее, мы ввели чемпионаты России по всем возрастам, начиная с 10-летнего возраста.
- Каким вы видите основной вектор развития регби в нашей стране и как вы относитесь к натурализации легионеров, как это происходит в других видах спорта, тех же футболе и хоккее?
- В регби сейчас играет вся страна и это никакое не преувеличение. Для самых маленьких мы уже ежегодно проводим всероссийские соревнования такие, как «Золотой овал» и Кубок Соколова. Это будущее нашего регби. Чуть постарше ребята играют уже в чемпионатах страны. Я, вообще больше люблю решать стратегические задачи. Хорошо, допустим, соберем мы сейчас лучших иностранцев, натурализуем их, поступим, как сборная Японии, которая перед домашним Кубком мира призвала к себе всех новозеландцев, не играющих за All Blacks. И что дальше?
Мы можем также сделать, и так делают многие федерации бывших союзных республик, которые пошли именно таким путем, например в Казахстане. Но, мы так не делаем. Задача федерации, чтобы в сборной играли только наши игроки. Да, может быть, мы в будущем кого-нибудь и натурализуем, но это будет редкая, экзотическая история. Вот сейчас некоторые южноафриканцы, выступающие в нашем чемпионате, уже переженились на российских девчонках, у них появились общие дети – они тоже, уже можно считать, наши ребята. И цвет кожи абсолютно не имеет никакого значения.
Вот, например, Экстин Лейтон (полузащитник клуба «ВВА-Подмосковье». - Прим. ред.), он уже пятый сезон играет у нас, и если он изъявит желание играть за сборную России – будет отлично. Но, смысл-то в чём?
Россия такая страна, и вы можете со мной поспорить, но я убежден, что расизма у нас нет. Нет такой истории, и тех вопросов, которые стоят очень остро, как в той же Европе. Мы любим иностранных игроков как своих, родных, родившихся в той же Балашихе или Петербурге. Они это чувствуют. И наши девчонки их любят за то, что они просто хорошие ребята. А регбисты, как правило, именно такие.
- А как обстоят дела с регби в российской столице? Вот, например, в Северо-Восточном округе есть несколько школьных стадионов, которые несколько лет назад сделали регбийными, но на них никто не тренируется и не играет, почему?
- Это очень серьезная история и здесь сразу несколько ответов на ваш вопрос. Если поле принадлежит системе образования – это один ответ. Если оно вузовское, а это другое министерство – это второй, а если районной администрации – то третий ответ. Но что мы действительно добились с министерством образования, за что огромное спасибо его главе, Сергею Кравцову, так это то, что несколько лет назад он издал указ, чтобы в третий урок физкультуры в школах включили регби.
Все мы помним, что на лыжах надо бегать, в футбол играть, через коня прыгнуть, в высоту - и вот в эти дисциплины добавили и регби. С этого момента и пошла по всей стране эта история, которую мы называем регбийная, школьная лига. Они тренируются в обычных залах. И, согласно этим же правилам у каждой обычной школы в Москве или Санкт-Петербурге есть регбийное поле.
- Извините, что перебиваю, но могу с уверенностью сказать, что на регбийном поле школы №950, которое расположено в районе Отрадное, никто не играет…
- Играют, вы просто не замечаете этого. Уже играют в регби, чего не было еще 5 лет назад. Мы движемся вперед в этом направлении. Потому что футбольное поле для игры в регби подходит, школьное поле – тоже. Да, даже школьный зал для тег-регби тоже подойдет. Нам не нужно строить никаких коммуникаций. Вот наша мечта сыграть в регби на всех прекрасных стадионах, построенных к чемпионату мира по футболу, таких как «Самара-Арена».
Что мы для этого мы должны сделать? Вставить четыре стакана для ворот и их поменять – и всё! Нам не нужно ничего больше придумывать. Если стадион, про который вы говорите, не работает по своему прямому назначению, то его, скорей всей, кому-то «втюхали» и там сидит какой-то частник, который может устраивать там все, что его душе угодно. Это уже частная собственность.