Основная сборная ЮАР является на протяжении многих лет одним из флагманов мирового регби, наряду с Новой Зеландией, Ирландией и до недавнего времени Австралией, для которой настали худшие времена в её истории. Поражения от Уэльса и Фиджи привели к тому, что Австралия впервые в истории не смогла преодолеть групповой этап Кубка мира по регби. Учитывая многочисленные трудности, с которыми регби сталкивается в последние годы в Австралии, успешное выступление было чрезвычайно важно для популяризации игры в стране.
В системе спорта Австралии, такие организации, как Австралийская Футбольная Лига (АФЛ/AFL), Национальная Регбийная Лига (НРЛ/NRL) и Регби Австралия (Rugby Australia), руководят профессиональными спортивными лигами и получают миллионы долларов коммерческого дохода, при этом на них возложена задача развития спорта среди населения.
АФЛ считает, что инвестиции в развитие массового спорта необходимы не только для подготовки новых игроков, но и являются драйвером развития на региональном уровне. Регби Австралия идёт другим путем, что наглядно демонстрируют результаты Кубка мира.
Многочисленные исследования финансовых показателей компании Регби Австралия с 1980 года подтверждают, что переход на профессиональные рельсы в середине 1990-х годов привел к значительному сокращению расходов на развитие массового спорта.
В 2001 году 13,76% расходов Регби Австралия (7,06 млн австралийских долларов) были связаны с поддержкой регби на общественном уровне. К 2015 году этот показатель достиг рекордно низкого уровня - 2,65% (2,37 млн долларов).
И хотя в 2019 году Регби Австралия потратила 4,3 млн долларов (3,59%) на развитие регби, эта сумма не идет ни в какое сравнение с тем, сколько потратили АФЛ (58,8 млн, или 13,7% от общих расходов) и НРЛ (43,3 млн долларов, или 8,2% от общих расходов).
Битва за таланты
Еще одним фактором, усугубляющим положение Уоллабис (неофициальное название регбийной сборной Австралии. – Прим. ред.), является переход значительной части талантливых молодых игроков регби-15 в другие виды спорта. Так, Кэмерон Мюррей, Ангус Крайтон, Патрик Карриган или Калин Понга предпочли НРЛ и стали там известными игроками.
НРЛ, безусловно, находится в выигрыше от того, что стала местом притяжения для многих спортсменов, прошедших подготовку в регби-15, в то время как Регби Австралия столкнулась с проблемой фрирайдера (эффектом безбилетника), подготовив высококлассных игроков и не получив за них никакой компенсации.
Проблема Регби Австралия состоит еще и в том, что профессиональных клубов в НРЛ – 16, в то время как в Супер Регби (Super Rugby), играющих в регби-15, только 5. Благодаря этому у НРЛ гораздо больше финансовых возможностей, которые они могут предоставить молодым игрокам.
Реальность для начинающих спортсменов такова, что соблазн заключения профессионального контракта зачастую гораздо выше, чем выбор дисциплины, в которой они играют. Это особенно характерно для тихоокеанской диаспоры (Pasifika diaspora), для которых получение максимального дохода от контракта во многом связано с семейным и социальным положением.
Второй причиной стало растущее финансовое превосходство НРЛ по сравнению с регби-15. Показательны лимиты оплаты труда в разных клубах (общая сумма, которую клуб может потратить на оплату труда игроков).
В 2012 году предельная зарплата в НРЛ и Супер Регби составляла около 4,4 млн долларов. Однако с тех пор лимит НРЛ вырос на 275% и составит 12,1 млн долларов в 2023 году, в то время как лимит Супер Регби увеличился лишь на 25% и составит 5,5 млн долларов.
При этом в последнее время Регби Австралия более оптимистично смотрело в будущее, полагая, что участие в международных соревнованиях привлечет звезд из НРЛ в регби-15 благодаря команде Уоллабис.
Однако на данный момент клуб заполучил лишь одну такую начинающую звезду - Джозефа-Аукусо Суаалии, заключив с ним один из самых крупных контрактов в австралийском спорте. Выступление Уоллабис на Кубке мира только повысит стоимость приобретения талантливых игроков.
Будущее регби-15 в Австралии
Регби Австралия находится во все более уязвимом положении на рынке, а ухудшение результатов на поле только усугубляет ситуацию.
В сентябре этого года Австралийские СМИ писали о том, что Регби Австралия не смогла прийти к соглашению с инвесторами о сумме финансовых вложений. Низкая оценка была обусловлена продлением до 2025 года действующего соглашения с телеканалом Channel Nine, которое первоначально оценивалось в 30 млн долларов в год.
В отличие от этого, ежегодный доход АФЛ, заключившей соглашение о телевещании с 2025 году, составит 643 млн долларов и наглядно демонстрирует пропасть между «богатыми» и «бедными» в австралийском спорте.
Эта пропасть только увеличивается. В 1996 году общий доход Регби Австралия (21 млн долларов) составлял четверть от дохода АФЛ (85 млн). К 2022 году доходы Регби Австралия (129 млн долларов) составят всего 14% от доходов АФЛ (944 млн).
Резкую критику высказывают и спортсменки женской сборной, которые заявляют о невыполненных обещаниях и гендерном неравенстве со стороны Регби Австралия.
Полупрофессиональное женское регби в Австралии сегодня сильно отстает как от других национальных союзов регби, так и от многочисленных динамично развивающихся внутренних женских спортивных лиг, таких как Women's Big Bash League, AFLW и NRLW.
Таким образом, австралийское регби-15 испытывает недостаток средств для реализации проектов на массовом уровне, развития профессионального спорта и женской сборной, но при этом не получает доходов, необходимых для улучшения ситуации в этих областях.
В то же время крупнейшие конкуренты становятся все сильнее, что еще больше усложняет задачу по привлечению новых болельщиков, необходимых для получения более высоких доходов.
Не за горами долгожданное турне Lions в 2025 году и Кубок мира в 2027 году. Удастся ли Регби Австралия воспользоваться этими возможностями?