В четверг, 11 августа, на тренировке хоккеистов 2008 года рождения в ледовом дворце, шайба, пущенная одним из партнеров по команде попала в грудь 14-летнего перспективного нападающего Всеволода Малкова. От удара мальчик упал на лед. Врач и тренеры тут же вызвали скорую, ребенка госпитализировали, но спасти его не удалось. В СМИ попала информация, что пострадавшему был диагностирован ушиб сердца.
По словам партнеров по команде, Всеволод играл в надежной хоккейной защите. А за месяц до этого Малков прошел традиционное обследование и получил допуск к занятиям спортом. По какой же причине произошла трагедия? И как ее можно было предотвратить?
«Здесь, скорее всего, речь идет не об ушибе сердца, а о сотрясении сердца – commotio cordis, – говорит доктор медицинских наук, профессор Владимир Павлов. – От ушиба сердца оно отличается тем, что никаких значимых повреждений сердца на вскрытии обычно не обнаруживается».
По словам доктора, для того, чтобы это состояние произошло, необходимо совпадение трех факторов: во-первых, сильный удар от жесткого спортивного снаряда (например, шайбы), кулака или другого твердого тела, во-вторых, он должен попасть в грудь в момент значимой фазы сердечного цикла, который длится всего 0,015 секунды, и третье — должна быть соответствующая предрасположенность грудной клетки.
«Если смотреть на ЭКГ, то значимая фаза сердечного цикла — это восходящее колено зубца Т. А предрасположенность обычно наблюдается как раз у детей и подростков, потому что их грудная клетка еще не сформирована. Если сойдутся три этих фактора, у нас получается несчастный случай», – объясняет Павлов.
Много таких случаев в единоборствах. И, по словам Владимира Ивановича, обычно это происходит, когда бойца старшего возраста ставят с младшим. У первого удар сильнее, а у второго — более эластичная грудная клетка. «Удар в грудь кулаком — человек упал, захрипел и умер. Но в хоккее это тоже не единичный случай».
Защититься от этого, по словам доктора медицинских наук, практически невозможно: «К сожалению, стопроцентные способы защиты от этого состояния нам неизвестны. Защитные щитки, которые используют хоккеисты, по данным зарубежных исследователей, не предотвращают на сто процентов».
Отец погибшего мальчика Игорь Малков сказал, что винить в трагедии некого. «Я не вижу виноватых в этом. Произошел чисто несчастный случай. Это была обычная тренировка, они наигрывали меньшинство: пятерка атакует, четверка обороняется. Был бросок, щелчок защитника с синей линии, как мне рассказали, я не присутствовал, так как родителей не допускают до тренировок. Шайба попала в область сердца, и произошла остановка сердца. Дальше была реанимация, но, к сожалению, безуспешно», — цитирует Малкова «Газета.ru».
Владимир Иванович согласен: ни врач команды, ни тренеры, ни скорая в этом не виноваты, и сделать они ничего бы не смогли.
«Допуск по здоровью тоже не при чем, – говорит он. – Такие случаи относятся к риску, которые очень сложно предотвратить на сто процентов. Единственный способ, который реален, это наличие дефибриллятора и владение техникой реанимации. Да, чем быстрее вызывается скорая помощь, тем лучше. Но, к сожалению, и скорая может приехать не молниеносно. А десять-пятнадцать минут – это может быть уже поздно. В течение нескольких минут нужно попасть в реанимобиль».
По данным зарубежных исследователей, выживаемость при таких случаях небольшая. Но это, как считает Павлов, связано именно с тем, что происходит такое всегда неожиданно и среди коллектива, где нет приборов и обученных людей. «Но еще тяжелее сознавать, - признается Владимир Иванович, - что обо всех этих рисках, факторах и их неожиданном стечении мало кто знает даже в спортивном сообществе. Если бы у тех, кто занимается в спортивных секциях возникла потребность и желание, был бы готов донести информацию по этому поводу».
Получается, что будь мальчик чуть старше или же попади шайба в грудь долей секунды позже, трагедии могло и не произойти. При этом для такого состояния совершенно необязательно наличие каких-то сердечных патологий.
Читайте также: Команда, без которой нам не жить!