Последним местом работы нового главного тренера «Спартака» Гильермо Абаскаля был швейцарский «Базель». После того как молодого специалиста уволили в декабре 2021 года из греческого «Волоса», в январе он стал ассистентом тренера швейцарского клуба. События развивались стремительно: 21 февраля 2022 года Патрика Рахмена, главного тренера «Базеля», отправили в отставку, и Абаскаля назначили на его место с приставкой «и.о.»
Под руководством испанца клуб стал обладателем серебряных медалей национального чемпионата. Возможно, Абаскаль ожидал, что теперь приставка «и.о.» исчезнет из его должности. Но вместо этого хозяева «Базеля» предложили ему пост главного тренера молодежной команды. И он ушел. Чтобы 10 июня неожиданно для всех, в Швейцарии, Испании, России и других европейских странах, стать главным тренером московского «Спартака».
Помимо серебряных медалей в швейцарской Суперлиге Абаскаль с «Базелем» играл в 1/8 финала Лиги конференций УЕФА. Соперником был французский «Марсель» и оба матча базельцы проиграли с одинаковым счетом 1-2.
Оба эти события – и поражение от «Марселя», и переезд в Россию – обсуждались в Basler Zeitung, главной городской газете. Надо сказать, что оба материала получились довольно интересными. Они, возможно, позволят глубже понять, кто же встал у руля «народной команды».
Базель любит Абаскаля, а он рассказывает о своих взглядах
Первая статья, а точнее интервью, вышло 31 марта и было озаглавлено «Я не одержим футболом». В беседе с корреспондентом Тилманом Паулсом Гильермо Абаскаль говорил о «нездоровых» сторонах футбола и своем желании остаться главным тренером «Базеля».
В начале беседы испанец жаловался на бессонницу, так как у него в «Базеле» нет качественных игроков, чтобы оптимально выполнять свою работу. При этом на уме у него всегда тренировки, упражнения- тренерская рутина. Потому что практически вся жизнь связана с футболом. А когда все-же удается отвлечься, то он любит танцевать, слушать музыку и еще хорошо кушать.
При это тема еды довольна важна в семье Абаскаля. Он вырос в семье, где к еде относились очень серьезно: его дядя был поваром, бабушка была поваром, брат тоже повар. И не просто повар, отличный повар, имеющий награды. Кстати, невеста Абаскаля – тоже повар.
В его молодости был момент, когда от футбола начало тошнить. К 19 годам он уже играл за «Севилью», за «Барселону», за сборную. Но все вокруг только продолжали спрашивать, почему он не выкладывается еще больше? И в какой-то момент, по его собственному признанию, Абаскаль не выдержал. И ушел.
Во время учебы в португальском университете в Алгарве много занимался спортом – серфингом, виндсерфингом, каякингом, выучился на спасателя. А затем ему предложили тренировать команду по мини-футболу. И в этот момент Абаскаль понял, что действительно готов вернуться на поле, но только в качестве тренера.
Примечательно, что предыдущий главный тренер «Базеля» Патрик Рахмен называл испанца «тактическим ботаником», и Абаскалю это прозвище не очень нравилось, хотя в переводе с немецкого идиоматически и не носило оскорбительного характера. Но сам термин «ботаник» применительно к себе он воспринимал так, будто по мнению старшего товарища способен только сидеть в одиночестве в чулане и мыслить только теоретическими категориями. В то время как сам Абаскаль считает себя способным жить в реальной игре, наблюдая и развивая свои команды. В частности, из «Базеля» он хотел сделать команду с «ярко выраженной идентичностью».
Ярко выраженная идентичность по Абаскалю подразумевает победы и зрелище Быстрая игра с эмоциями. Поэтому ему нравятся команды, которые доминируют на протяжении всей игры, а не только когда владеют мячом.
На вопрос корреспондента «Базельского листка» как можно доминировать, если у тебя нет мяча, Абаскаль ответил: «Все дело в том, чтобы вернуть мяч как можно быстрее. Когда вы не владеете мячом, на поле требуется дисциплинированная организация. Здесь важны три вещи: Где мы потеряли мяч? Кто следующий игрок в момент потери мяча? И сколько у нас места между нашим последним защитником и нашими воротами? Все должно быть четко регламентировано для каждого сценария. Каждый должен знать: зачем мы что-то делаем? И как мы делаем это когда мы это делаем».
В «Базеле» Абаскаль первым делом сосредоточился на прессинге. По его словам, неверно думать, что команда может прессинговать соперника все 90 минут игры. Футболисты не должны использовать энергию без необходимости. Плохо, когда бежит только один, а все остальные стоят на месте. Что касается атаки, то тут уже есть место для «небольшого хаоса, дезорганизации и творчества».
Правильно выстроенное общение с игроками на тренировках для Абаскаля, если судить по его словам, является самой важной частью тренировочного процесса.
Тренер должен быть в состоянии донести свою идею до игроков. Если на тренировке можно предсказать, что будет происходить на поле в тех или иных ситуациях, то футболисты все будут делать правильно. Но это надо объяснить. Поступками, но прежде всего словами. Иначе получается, по аналогии с готовкой еды, о которой Абаскаль так много знает, что есть все ингредиенты на кухне, но повар не понимает, как включить плиту. Общение – это ключ успеха, особенно в раздевалке. Что касается общения со СМИ, со «внешним миром», то испанец готов без проблем сидеть с журналистами несколько часов говорить о футболе. Но ему не обязательно видеть свое лицо на первой полосе.
Базель не любит Абаскаля и предсказывает ему крах
Предыдущая статья была опубликована, как мы уже говорили, в конце марта. Через два с половиной месяца Абаскаль стал главным тренером российской команды. И тональность высказываний в его адрес резко поменялась. Словно и не было серебряных медалей в непростом для «Базеля» сезоне. Более того, «технарю-вундеркинду», как называли молодого специалиста другие испанские и швейцарские издания, в Basler Zeitung стали откровенно угрожать.
Почему? Потому что он посмел принять предложение «Спартака» в то время, когда, по мнению автора статьи, все иностранные тренеры и футболисты должны бежать из России, сломя голову.
Есть у Пауля Тилмана, автора предыдущего мартовского интервью, опубликовавшего теперь свой новый материал, и объяснение, почему Абаскаль так поступил. Все дело в «невежестве и равнодушии» 33-летнего испанца. Даже более того – чрезмерная преданность футболу и максимальная сосредоточенность на всем, что касается этой игры, якобы сделала слепым к другим, более важным, по мнению автора, вещам.
Еще одной причиной «ужасного поступка», естественно являются деньги. «Ему предложили солидную зарплату. В качестве компенсации за приезд в Россию, в то время как другие уезжают из страны в обратном направлении по моральным соображениям», – делает вывод Тилман. И сетует, что поступок Абаскаля подпитывает имидж футбола, который стал слеп к моральным вопросам из-за погони за прибылью и жадности к деньгам.
В концовке своей статьи Тилман, фактически, скатывается до прямых угроз.
«С моральной точки зрения переезд в Россию означает огромный шаг назад для подавляющего большинства на Западе. Любой, кто сейчас считает, что после работы в России двери в другие клубы останутся для него открытыми в среднесрочной и долгосрочной перспективе, скорее всего, будет горько разочарован этой сделкой».