Иностранные игроки начали покидать клубы Единой лиги ВТБ сразу после 24 февраля, в том числе многих легионеров лишился и многократный чемпион турнира ЦСКА. Из Москвы уехали Торнике Шенгелия, Иффе Лундберг, Марюс Григонис, Йоханнес Фогтманн, Дэниэл Хэккет и другие армейские баскетболисты. Тогда ЦСКА официально сообщил, что «действия игроков являются нарушением условий контракта и клубного регламента, но клуб с пониманием относится к персональной ситуации каждого из баскетболистов. Статус соглашений с игроками будет решен, когда политическое и спортивное положение дел в Европе нормализуется».
28 февраля расположение команды временно покинули и центровой красно-синих Джоэл Боломбой. Как информировал официальный сайт ЦСКА, «по семейным и личным причинам, связанным с текущей ситуацией между Россией и Украиной, а также ее возможными последствиями». При этом Боломбой — гражданин России, игравший за нашу национальную сборную. Паспорт россиянина ему был выдан специальным указом президента РФ Владимира Путина 13 ноября 2018 года, а уже 3 декабря Джоэл дебютировал за сборную России.
Какие условия обговаривались, когда игроков отпускали из России, неизвестно. Вся эта информация, разумеется, осталась между самими спортсменами, их агентами и клубом. Но за два прошедших месяца большинство уехавших игроков урегулировали свои контрактные обязательства, перейдя в другие клубы, благополучно и беспрепятственно расторгнув соглашения с ЦСКА. Из оставшихся без новых контрактов игроков на сайте все еще числятся членами команды, но не выходят на площадку, как раз Боломбой, а также Кевин Пангос (у него вообще уникальная ситуация, ЦСКА объявил о подписании канадца буквально за день до 24 февраля, и он даже не успел прилететь в Москву), Йоханнес Фогтманн и Марюс Григонис.
И вот спустя два месяца агент 28-летнего Боломбоя получает письмо от вице-президента клуба Наталии Фураевой, в котором клуб требует возвращения игрока в расположение команды не позднее 1 мая 2022 года. В противном случае ситуация будет рассматриваться, как нарушение трудового соглашения, и с игрока будет взыскана часть зарплаты и агентской выплаты. Клуб просит дать ответ до 28 апреля. В случае негативного ответа или его отсутствия ЦСКА запустит юридический процесс.
Скриншот этого послания Боломбой выложил в социальные сети с припиской: «Отвалите от меня! Я уже сказал вам, что не вернусь. Вы заставляете игроков делать то, что вам нужно, угрозами и попытками их наказать. Вы сказали мне и всей команде, что мы можем уехать и что вы понимаете нас, когда обострилась ситуация между Россией и Украиной».
В ответ на странный поступок президент ЦСКА Андрей Ватутин написал Боломбою ироничное письмо (имеется в распоряжении редакции): «Дорогой Джоэл! Хотя мы давно не виделись – в феврале ты так быстро уехал, что даже не успел проститься - нам приятно было сегодня получить весточку из США о том, что у тебя все хорошо. Хочу поблагодарить за немного запоздавший подарок клубу на Пасху, мы это очень ценим. Речь о публикации в Инстаграм ( входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России - прим.ред.) официальной переписки между ЦСКА и твоим агентом. Возможно, наслаждаясь незапланированным отдыхом, ты просто позабыл, что подписал внутренний регламент клуба, и при действующем контракте допустил порочащие репутацию клуба высказывания. Увы, вместе с отъездом, то есть нарушением контракта, это будет еще одним отличным поводом для судебного разбирательства. Желаю тебе хорошего отдыха и благополучия. Андрей».
Сам Джоэл родился в Донецке. Мама — русская, отец — из Конго. Сам Боломбой рассказывал в интервью после того, как ему дали российское гражданство, что у отца не было денег, чтобы поехать в США, поэтому он приехал в Россию, встретил жену, а потом оказался в Донецке. Семья все-таки переехала в Соединенные штаты, когда Джоэлу было около пяти лет, и он до седьмого класса говорил с мамой по-русски, но потом, видимо, не пошло. Уже после НБА приехав играть в Россию, баскетболист признавался, что может только немного понимать русский, но не говорить.
Он мог быть заигран за сборную Украины, его приглашали в национальную команду на чемпионат Европы-2017, но до турнира он в итоге не доехал.