Олимпийский нейтралитет никогда не существовал и является таким же утопизмом, как и нарратив «Спорт - вне политики», считает японское издание The Mainichi. Оно предлагает полностью пересмотреть организационные принципы олимпийских игр с учетом последних событий в мировом спорте.
Международный олимпийский комитет (МОК) всегда зависел от текущей политической ситуации в мире, был подвержен влиянию арабских шейхов и членов английской королевской семьи. Конфликт между Россией и Украиной наиболее остро обнажил его несостоятельные претензии на «политический нейтралитет». Такое мнение высказывается в большой редакционной статье одной из старейших японских газет The Mainichi.
По мнению издания, политика МОК была очевидна уже на Олимпийских играх в Германии 1936 года, а во время Холодной войны Игры были ареной конфликтов (Мехико-68), насилия (Мюнхен-72) и бойкотов (Москва-80 и Лос-Анджелес-84).
МОК все время настаивает на том, что Олимпийские игры - это «самое сердце мирового спорта». При этом сам МОК, являющийся некоммерческой спортивной компанией со штаб-квартирой в Швейцарии, получает около 90% своего дохода от продажи прав на трансляцию Игр и спонсорства. И комитету все чаще приходится обслуживать богатых спонсоров, которые еще тридцать лет назад были не самым важным фактором Но позже Хуан Антонио Самаранч сделал почти обанкротившиеся Игры коммерческими и профессиональными. И теперь даже олимпийские спортсмены стремятся получить больший кусок пирога, понимая, что их карьера коротка (только 30% из них посещают Олимпийские игры более одного раза).
Но кроме денег на Игры влияет и политика. И наиболее заметна она становится, когда 206 странам и территорий идут на парадах открытия и закрытия Игры под национальными флагами. Для сравнения, в ООН всего 193 государства-члена, отмечает The Mainichi.
После начала конфликта на Украине МОК рекомендовал спортивным федерациям и организаторам мероприятий «не приглашать и не допускать» к участию российских или белорусских спортсменов именно из-за нарушения так называемого «олимпийского перемирия», а не из-за самого конфликта. При этом сам МОК не запрещал олимпийские комитеты России или Беларуси, членов МОК из этих стран и не требовал публично, чтобы ведущие спонсоры МОК предпринимали какие-либо действия. Все это они делали по собственной инициативе.
МОК не слышит голоса спортсменов
У МОК есть собственная комиссия спортсменов, но она сталкивается с давлением со стороны внешних групп и спонсоров. Чтобы участвовать в Олимпийских играх, спортсмены должны отказаться от прав на свое изображение, ограничить свою свободу выражения мнений, а также подписать отказ от других авторских прав. В исключениях для Олимпийских игр в Токио и Пекине был добавлен пункт, который освобождал МОК от ответственности за любые последствия, связанные с COVID-19.
На своей первой пресс-конференции восемь с половиной лет назад в качестве президента МОК Томас Бах изложил позицию организации весьма двусмысленно.
«МОК не может быть аполитичным. Мы должны понимать, что наши решения на таких мероприятиях, как Олимпийские игры, имеют политические последствия. И при принятии этих решений мы, конечно же, должны учитывать политические последствия», — произнес тогда Бах довольно двусмысленную фразу. А потом еще и сделал свое заявление еще более загадочным — «Но для того, чтобы выполнить нашу роль и обеспечить соблюдение Хартии на Олимпийских играх и для участников, мы должны быть строго политически нейтральными. И мы также должны защищать спортсменов».
Еще за день до открытия Зимних Олимпийских игр в Пекине Бах заявил, что МОК должен придерживаться «политической нейтральности». Он сказал, что иначе он поставит «Игры под угрозу». Три недели спустя МОК выпустил свои уже ставшими занменитыми, «рекомендации» по изгнанию из спорта российских и белорусских спортсменов.
Как можно разрешить это противоречие?
Как считает японское СМИ, популярность Олимпийских игр основана не только на спортивной составляющей, но и на политической ситуации. Частью настоящих соревнований, стоящих за Олимпийскими играми, является конкуренция между странами, национализм, развевающиеся флаги и захватывающие гимны. Превосходство по числу золотых медалей становится суррогатом национального превосходства.
Читайте по теме:
Медальный зачет Олимпиады-2022: на каком месте наша сборная
Многие олимпийские дисциплины не пользуются особой популярностью и только раз в четыре года привлекают зрителей, когда идет борьба за золотые медали ОИ.. Немногие, кроме ярых фанатов, интересовались бы греко-римской борьбой, современным пятиборьем или фехтованием — если бы пищу для этого не давал национализм.
Патриотизм и политика отчасти определяют привлекательность Олимпиады для спонсоров и телекомпаний, в то время как МОК настаивает на том, что он политически нейтрален. Кстати, МОК имеет статус постоянного наблюдателя в ООН, чтобы увеличить политическое влияние и входит в число немногих неправительственных организаций (таких как, например, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) с таким же статусом.
В связи с этим Жюль Бойкофф, профессор политологии Тихоокеанского университета и последовательный критик МОК, предложил, чтобы спортсмены больше не участвовали в «парадах открытия и закрытия» под национальными флагами, а подразделялись по спортивным дисциплинам: фигуристы вместе, баскетболисты в группе, гимнасты в парах.
«Спортсмены могли бы лучше узнать друг друга благодаря такому смешению», — считает Бойкофф, автор книги «Игры в силу: политическая история Олимпийских игр». По мнению ученого, «если МОК признает политику, то он откроет дверь для более глубокого обсуждения того, какую политику поддерживает МОК».