1. «Болеро» Камилы Валиевой
Главное оружие 15-летней фигуристки в этом году уже побило множество рекордов. Тем удивительнее, что произвольную программу Валиевой мир увидел больше года назад. Тогда казалось, что в олимпийском сезоне главной фаворитке Пекина-2022 поставят новую программу, но тренерский штаб «Хрустального» решил сделать ставку на «Болеро» и в этом году. И не прогадал.
В 2020-м эксперты недоумевали: как юная фигуристка справится с монотонным ритмом «Болеро» Равеля? Старинный испанский танец, и правда, казался слишком «зрелым» для 14-летней спортсменки. Олимпийский чемпион-1994 Алексей Урманов «вообще ничего не понял из того, что показала Камила», а тренер Инна Гончаренко отмечала, что «музыка довлеет над Валиевой». Спустя год мнения экспертов полностью изменились.
2. Ритм-танец Пападакис и Сизерона
«Номер-событие олимпийского сезона», - так охарактеризовал ритм-танец французского дуэта российский хореограф Илья Авербух. И с ним сложно не согласиться: в этом году темой короткой программы являются уличные танцы с блюзовым паттерном, и танцоры в основном используют одни и те же приемы, а иногда даже одну музыку. Ритм-танец Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона на этом фоне выгодно отличается.
Французы используют песни одного и того же исполнителя (Джона Ледженда), но главной фишкой фигуристов является вакинг — клубный американский танец 70-х. «Руки-петли», как про них рассказывал Авербух, Пападакис и Сизерон используют даже в твиззлах. И выглядит это впечатляюще! Вот что Габриэлла рассказывала про постановку номера:
«Наша задача была научиться танцевать этот стиль именно на полу, без скидок на то, что мы фигуристы. А потом мы начали переносить движения на лед. И это было нелегко, это как учить новый язык, голова все время работает, на координацию движений ушли долгие недели. В общем, сейчас мы вполне пристойно можем станцевать вакинг и в клубе. Так что нас можно считать амбассадорами вакинга».
3. «Время, вперед» от Мишиной и Галлямова
К произвольному танцу фигуристов Тамары Москвиной в начале сезона относились критично. «Метель» и «Время, вперед!» от Георгия Свиридова звучало очень спорно: к тому же эта музыка за пределами бывшего СССР известна куда хуже проверенной классики.
Москвина аргументировала неоднозначный выбор произведения тем, что в Китае, где пройдут Олимпийские игры-2022, любят российскую и советскую музыку, а также тем, что ей хотелось показать Анастасию и Александра в новом стиле. Сами фигуристы признавались, что хотели, чтобы их программы были быстрее, поэтому «Время, вперед!» как нельзя лучше им подошла.
К концу года, когда Мишина и Галлямов выиграли все турниры, на которых принимали участие (и не только чемпионат России), стало понятно, что произвольный танец в мире приняли. А значит, что и на Олимпиаде претензий к нему быть не должно, тем более, что Анастасия и Александр, и правда, стали кататься быстрее.
4. «Ромео и Джульетта» от Букина и Степановой
И если танцоры из Франции выигрывают в этом сезоне по качеству ритм-танца, то в России есть свой «танец-событие» олимпийского года от Александры Степановой и Ивана Букина. Фигуристы исполняют произвольную программу под один из треков мюзикла «Ромео и Джульетта» композитора Нино Роты. Довольно банальная тема в фигурном катании, но главное ведь воплощение.
«Прежде всего, эта программа не про то, чтобы казаться, чтобы показывать судьям, играть на публику. Она глубже, здесь огромная палитра эмоций, которую нужно передать за четыре минуты. Нужно больше сил и эмоций, чтобы показать ее такой, какой она должна быть, и с нашей новой большой командой мы месяц работали над тем, чтобы эмоционально показать эту историю», - говорила Степанова после победы на чемпионате России.
5. «Мастер и Маргарита» Евгения Семененко
В этом рейтинге нельзя обойтись без мужских программ. И так как главные фавориты Олимпиады-2022 Натан Чен и Юдзуру Ханю в этом сезоне свою силу еще не показали, кроме, пожалуй, японца, исполнившего четверной аксель на чемпионате страны, оценивать их номера сложно. Зато в Европе и США восхитились произвольным танцем Евгения Семененко.
«В этом сезоне он поднял свое выступление на новый уровень, представив произвольную программу на музыку «Мастера и Маргариты». Эффект от этой программы невероятен, как будто вы наблюдаете, как щеголеватый дьявол бродит по Москве, оставляя за собой след элегантного хаоса. С колдовскими движениями рук и хорошо подогнанным фраком, развевающимся за его спиной, когда он прыгает, застегивается и крутится по льду в роли Воланда, Семененко мастерски адаптировал себя и свои движения тела к персонажу. Даже его волосы подходят для роли», - пишут болельщики фигурного катания.
С этим номером Семененко не смог претендовать на пьедестал чемпионата России, но по совокупности результатов в сезоне в олимпийскую сборную попал.
Бонус
Ну и нельзя не отметить программы других фигуристов. В один из главных сезонов в карьере спортсменов хореографы постарались на славу, поэтому номера у многих действительно получились олимпийскими.
«Arabia» Hanine El Alam и «My Love» Darbuka Dance Music от Елизаветы Туктамышевой
Dangerous Affairs композитора Инона Зура от Анны Щербаковой
I Guess That's Why They Call It the Blues от Пайпер Гиллес и Поля Пуарье