Стив сказал, Стив сделал
Глава WTA Стив Саймон шокировал весь спортивный мир своим твердым поведением. Еще в самом начале скандала с китайской теннисисткой Пэн Шуай (мы подробно писали об этом) он заявил, что если не будет предоставлено никаких доказательств, что Пэн в безопасности, свободна и, что не менее важно, ведется справедливое расследование преступления против нее, то WTA выведет все свои турниры из Китая.
Стив сказал, Стив сделал. В среду, 1 декабря, Женская теннисная ассоциация официально объявила о приостановке всех турниров на территории Китая и Гонконга на 2022 год.
«Хотя теперь мы знаем, где находится Пэн, у меня есть серьезные сомнения в том, что она свободна, в безопасности и не подвергается принуждению и запугиванию. Все это неприемлемо. Если влиятельные люди могут подавить голоса женщин и скрыть обвинения в сексуальном насилии, то основа, на которой была основана WTA, - равенство женщин - потерпит колоссальную неудачу. Я не допущу и не могу допустить, чтобы это случилось с WTA и его игроками. В результате и при полной поддержке Совета директоров WTA я объявляю о немедленной приостановке всех турниров WTA в Китае, включая Гонконг. /.../ Если Китай не предпримет шаги, о которых мы просили, мы не сможем подвергнуть риску наших игроков и персонал, проводя мероприятия в Китае. Лидеры Китая не оставили WTA выбора», - говорится в заявлении Саймона на официальном сайте ассоциации.
Как сообщает портал Tennis.com, на 2022 год у WTA было запланировано 10 турниров в Китае, включая Итоговый в Шэнчьжене. Хотя календарь WTA опубликован только на январь и включает в себя пока исключительно австралийскую серию, а в прошлом году на территории Китая турниры не проводились из-за пандемии, и что было бы в этом году, учитывая новый появившийся штамм «Омикрон», непонятно.
Тем не менее, ситуация с коронавирусом непредсказуема, и может измениться внезапно как в одну, так и в другую сторону. А об отмене турниров WTA уже сообщил.
«Если вы не понимаете, какие на кону ставки, то тупиковая ситуация, ведущая к разрыву с Китаем, может привести к потере дохода в размере более миллиарда долларов», - пишет Tennis.com. Но тут уже выплывают другие ставки — имиджевый ущерб, который уже несет Китай.
Политическая катастрофа
Ясюэ Цао, адвокат и правозащитница пишет: «Первое, что нам нужно понять: для Китая разоблачение Пэн Шуай и такая быстрая и всеобщая реакция на историю во всем мире являются неожиданной политической катастрофой. Менее чем через 100 дней Китай примет зимние Олимпийские игры 2022 года. Летние Олимпийские игры 2008 года стали грандиозным дебютом страны на мировой арене в качестве великой державы. А сейчас Пекин-2022 сталкивается со все большими призывами к полититическому бойкоту, и я уверена, что Китай старается минимизировать влияние этих призывов. И вся эта история с Пэн Шуай не могла произойти в более неподходящее время».
На фоне политических бойкотов со стороны США и Великобритании, отказа WTA от проведения турниров, Китай и МОК стараются спасти Олимпиаду. Но при этом Международный олимпийский комитет бледно выглядит на фоне WTA, а Томас Бах — на фоне Стива Саймона, сейчас набирающего себе очки в западном мире.
Та же Ясюэ Цао приводит примеры, как действовали китайские власти в аналогичных случаю Пэн Шуай ситуациях раньше. В 2016 году Американская ассоциация адвокатов присудила премию китайскому юристу Ван Ю, арестованной год назад. Посл чего появилось видеоинтервью, где Ван Ю сообщает, что «отказывается от награды и не признает ее, поскольку понимает, присуждение этой премии ей имеет цель очернить китайское правительство». А в ассоциацию было отправлено письмо от двух адвокатов, якобы выступающих от имени Ван Ю.
«Когда ее освободили из-под стражи, я с ней встретилась. И она сказал, что не знает, кто эти адвокаты и никого не просил отправлять письмо, - пишет Ясюэ Цао. - А интервью было срежиссировано и отрепетировано, потому что после него их с мужем обещали отпустить к сыну подростку. Но даже после этого они год просидели под домашним арестом».
Госпожа Цао приводит еще несколько аналогичных примеров, и утверждает, что не сомневается: «к настоящему времени у Пэн уже побывали десятки правительственных чиновников, спортивных администраторов, тренеров, друзей, членов семьи и, возможно, даже агентов национальной безопасности, которые говорили с ней или угрожали ей, убеждая в том, какую ужасную ошибку она совершила и какой ущерб нанесла стране».
А телеинтервью ее пока не заставили дать, по мнению юриста, только потому, что с этим пока прекрасно справляется МОК.
«Ее дом может стать тюрьмой»
Международный олимпийский комитет уже сообщил о двух видеозвонках Пэн Шуай. Томас Бах поговорил с ней в первый раз 21 ноября, сообщив о том, что она в безопасности, просто хочет, чтобы ее не трогали. И пообещала пообедать с ним в январе, когда президент МОК приедет готовиться к Играм.
И вот после того, как WTA объявил о временном разрыве отношений с Китаем, а официальный представитель МИД страны Ван Вэньбинь заявил, что его правительство всегда было против смешивания политики и спорта, МОК объявил об очередной беседе с теннисисткой. «Мы, как и многие другие люди и организации, разделяем озабоченность по поводу благополучия и безопасности Пэн Шуай. Поэтому буквально вчера команда МОК провела с ней еще один видеозвонок. Мы предложили ей всестороннюю поддержку, будем поддерживать с ней постоянную связь и уже договорились о личной встрече в январе», - говорится на сайте организации.
Как будет развиваться ситуация? Как сообщает AP, Стив Саймон допустил, что бойкот может продлиться и после 2022 года, если вся эта ситуация не разрешится. И сейчас все с интересом смотрят в сторону ATP. Ассоциация теннисистов-профессионалов поддерживала обеспокоенность WTA по поводу Пэн, но никогда не грозила уйти из Китая.
«Я очень горжусь WTA за то, что она заняла такую позицию, - написал американский теннисист Теннис Сандгрен в своем Твиттере. - Эй, мужики, давайте поддержим дам, а? Мы что, собираемся это пересидеть или что?»
Реакции ATP пока не последовало.
Что же касается Пэн Шуай, то адвокат Ясюэ Цао не верит, что Пэн Шуай когда-нибудь будет выпущена на свободу: «Ее не нужно сажать в тюрьму. В тюрьму может быть превращен ее дом. Она будет жить под наблюдением охранников и камер, вряд ли ей позволят уехать из Китая и снова поиграть в теннис. WTA или кто-либо из ее теннисных друзей за пределами Китая не сможет свободно разговаривать с ней. Она исчезнет из поля зрения общественности. Это называется «социальная смерть». Но могло быть намного хуже».