Стала ли наша команда надежнее играть в обороне? Нет, хотя пропускаем и правда реже. Два гола в семи матчах – это очень здорово, если не учитывать, что три игры пришлись на Кипр и Мальту, а хорваты имели абсолютное превосходство и могли забивать намного больше в обоих матчах.
Стала ли лучше выходить из обороны в атаку? Вообще нет, если посмотреть тот же матч в Сплите, где за центр поля мы выбирались раз в 10 минут. Более того, даже прессинг Кипра (смешное словосочетание) доставляет нам неудобства, а единственный креативный игрок в средней линии – Александр Головин, которого в Хорватии с волонтерами было не найти.
Стала ли ярче действовать в атаке? Ответ тот же. Единственный результативный матч – домашний против Кипра, по которому мерить силы совсем нелепо. Но и в нем до 55-й минуты, когда Федор Смолов удвоил преимущество, после чего гости развалились, было скорее тревожно, чем весело.
Прибавил ли кто-то из игроков индивидуально? Пожалуй, только Матвей Сафонов, не позволивший в заключительной игре года случиться разгрому, но с ним работает не Карпин, а Виталий Кафанов.
Так что изменилось в сборной с заменой Черчесова на Карпина? Только состав и тональность вокруг игр сборной.
По первому пункту все понятно. В последней игре по сравнению со стартовым матчем отборочного цикла (против Мальты в марте) не сыграли Антон Шунин, Андрей Семенов, Марио Фернандес (ушел сам), Ильзат Ахметов, Далер Кузяев, Рифат Жемалетдинов (травмы), Артем Дзюба и Александр Соболев. Если взять следующую мартовскую игру со Словенией, можно добавить Магомеда Оздоева (тоже травмирован), Юрия Жиркова и Максима Мухина. Ровно 11 человек, целая команда. Обновление команды идет, но оно не сделало команду сильнее.
По второму пункту лично у меня одно недоумение. После появления Карпина и первых (весьма унылых) матчей почему-то постоянно стали попадаться на глаза комментарии в таком духе, что, мол, за эту команду хочется болеть. Вот, мол, она свежая, духовитая, а тренер обещает поставить атакующий футбол. Карпин и правда это обещал. И даже против Кипра предъявил. Но на этом все. Он обманывает и себя, и нас.
Перед матчем в Хорватии он в очередной раз говорил: «Мы планируем играть в атакующий футбол, даже несмотря на то, что нам будет достаточно ничьей». Постоянно повторяя эту фразу, попробуйте пересмотреть обзор матча (о всех 90 минут уж не говорю). Уверен, вас ожидает когнитивный диссонанс. Происходящее на поле никак не соотносится с высказываниями главного тренера.
Отчего так? Кажется, Карпин искренне верит в то, что говорит. Он выстроил сборную России по модели «Ливерпуля» – 4-3-3, глубинный опорник, активные крайние защитники, ложная «девятка» в центре нападения. Вот только ни исполнителей, способных играть, как команда Юргена Клоппа, ни вообще футболистов, играющих по этим принципам, в сборной нет (и это нормально, Клопп сам выстраивал эту команду года два-три), а другой идеи у тренера-догматика не находится. Поэтому вместо яркого атакующего футбола мы видим то, что видим.
Но еще печальнее, что в Хорватии ради необходимой ничьей тренер пошел на компромисс с собственными принципами. Здесь он согласился играть от обороны на контратаках, хотя заявлял прямо противоположное. Только этим можно объяснить появление в старте более надежных в отборе Федора Кудряшова и Вячеслава Караваева (на флангах обороны), а не Алексея Сутормина, сразу двоих опорников Дмитрия Баринова и Даниила Фомина (Александр Ерохин – мимо) и быстроногих Зелимхана Бакаева с Алексеем Ионовым.
Вот этот самообман – и есть главная проблема. Черчесова критиковали не за результаты. Давайте честно – в матчах с Бельгией и Данией на Евро-2020 нам ловить было нечего. Точно так же, как нечего ловить в гостях у Хорватии. У нас очень средняя и очень серая сборная без ярких индивидуальностей, чему подтверждением такая вера в Головина. Болельщики не ждут, что сборная будет побеждать. Они хотят, чтобы она играла в интересный атакующий футбол, но ни Черчесов, ни Карпин дать ей этого не могут.
Что у Карпина отлично получается, так это послематчевые пресс-конференции. Пиар в сборной действительно поставлен на хорошем уровне. Зрители чувствуют, что тренер с ними на одной волне. Он после каждого матча говорит, что ему не нравится игра, что он во всем виноват, что еще очень многое плохое. Вот это и вызывает живую реакцию – желание верить и валерить. Но к происходящему на футбольном поле это не имеет никакого отношения.
В стыках нас ждут очень серьезные соперники, как минимум не уступающие в классе. Не исключено, что попадем на Португалию. Хочется, чтобы за то время, которое у Карпина есть, он понял, как сделать сборную атакующей не на словах, а на деле. Тогда можно будет простить любой результат. На большее все равно надеяться смысла нет. А пока все эти разговоры выглядят не больше, чем пиар.