Самая быстрая девушка Афганистана
Кимия Юсофи родилась в Кандагаре в том самом году, когда движение «Талибан» (признано террористическим и запрещено в РФ) в первый раз захватило Кабул и провозгласило свое государство. Кимия была совсем маленькой и не помнит, как родители бежали в Иран.
Росла она уже там, там поняла, что любит бегать, когда братья звали ее потренироваться вместе с ними, там стала восхищаться иранской легкоатлеткой Марьям Туси. «Я тренировалась, но девушкам из Афганистана не разрешали соревноваться с иранскими спортсменами, и как бы я не любила бег, мне редко выпадал шанс помериться с кем-нибудь силами», - рассказывала Кимия в 2016 году в интервью CCTV.
Спустя время ситуация на родине Юсофи изменилась, сменилась власть. В Афганистане начали оглядываться в поисках талантливых спортсменок, и однажды девушку заметили. Федерация легкой атлетики Афганистана дала ей возможность профессионально готовиться, что она и делала от заката до рассвета.
«Сначала мне было очень трудно, но постепенно я стала добиваться успеха и поняла, что я все ближе и ближе к своей мечте».
По сути начав тренироваться по-настоящему лишь в 17 лет, за три года Кимия сумела дорасти до олимпийской сборной. В национальную сборную по легкой атлетике она попала в конце 2015 года и поехала на Южноазиатские игры в Индию. Медалей оттуда спортсменка не привезла, но на Олимпиаду в Рио попала.
Она не была первой афганской женщиной, приехавшей на Игры: в 2004 году в Афинах ими стали дзюдоистка Фриба Разайи и бегунья на 100 метров Робина Муким Яар. Но в Рио Кимия была единственной.
«Я не рассчитываю, что смогу завоевать медаль, - говорила она тогда, готовясь к стометровке. - Но показать свой лучший результат попробую. У моей страны еще много проблем, но я докажу миру, что мы движемся вперед»...
Кимия несла флаг страны в Рио. А в Токио, куда она снова поехала бежать стометровку, МОК рекомендовал делегациям в честь объявленного гендерного равноправия на Играх доверить нести знамя спортсменам обоих полов — так Юсофи стала заменосцем второй раз, поскольку в составе команды снова, кроме нее, женщин не было.
На Олимпиаде в Токио Кимия установила национальный рекорд Афганистана в беге на 100 метров — 13,29 секунды. «Самая быстрая девушка Афганистана», - только так с 30 июля начали называть девушку в соцсетях.
А спустя две недели Кимия, живущая в Мешхеде (Иран), опубликовала пост на своей странице в Фейсбуке: «Не знаю, в последний ли раз я несла флаг моей Родины. Сильные девушки моей страны, пусть Бог хранит вас».
Маленькая королева Кабула
Велогонщица Масума Ализаде тоже ездила в Токио, но выступала за команду беженцев. С 2016 года она вместе с сестрой, такой же велогонщицей, живет во Франции, учится в университете в Лилле и хочет стать инженером.
Ее комнатка в кампусе завешана изображениями Афганистана. Страны, откуда ее семья бежала много лет назад. До Тегерана они добирались восемь дней. И уже там Масума и ее сестра Захра впервые попробовали покататься на велосипеде. «Наш брат купил старенький и подержанный, и мы решили научиться», - рассказывала Массума в интервью Paris Match. Учил их отец: «Если женщина может ездить на муле или лошади, почему она не может ездить на велосипеде»? Но думали так далеко не все...
В начале 2000-х, когда политическая ситуация позволила, семья Ализаде вернулась в Афганистан. «Первое, что я увидела на подъезде к Кандагару, была оборванная несчастная женщина, которая ела на обочине дороге, а ее окружало облако мух», - вспоминает Масума.
Сестры пошли в кабульскую школу, занялись спортом. Сначала тхэквондо, а потом пересели на велосипед. Но когда они ездили с тренером готовиться к соревнованиям в горы, они надевали на спортивную одежду паранджу.
«В сельской местности в нас летели камни, тухлые фрукты, а однажды меня специально сбила машина, и водитель вышел и насмехался, пока я лежала на земле. Потому что езда на велосипеде — это один из самых страшных и позорных грехов, которые может совершить женщина в Афганистане».
Однажды французские журналисты приехали в Кабул и снять фильм «Маленькие королевы Кабула» о том, как женская велокоманда тренируется в афганской столице и с какими трудностями они сталкиваются.
Фильм посмотрел юрист из Орлеана Патрик Коммунал. Он был тронут, связался с этой семьей через Фейсбук Федерации велоспорта Афганистана, встретился с ними во Франции, когда девушки приехали участвовать в соревнованиях. И в итоге помог получить всей семье статус беженцев.
«Протяните мне руку и помогите!»
Закия Худадади родилась с безжизненной правой рукой. Какие у нее могли быть перспективы в Герате? Но в детстве она смотрела Олимпийские игры, и видела, как тхэквондист Рохулла Никпай выигрывает для Афганистана первые в истории (и пока единственные) медали. Бронзовые. В Пекине-2008 и Лондоне-2012.
Девушка решила заняться этим же видом спорта, много тренировалась на заднем дворе своего дома, а через несколько дней должна была стать первой афганской женщиной на Паралимпиаде. Но ни она, ни метатель диска Хоссейн Рассули не смогли вылететь из Кабула.
Тогда Закия записала видео, которое попало в руки журналистов Kyodo. «Я заперта в доме родственников в Кабуле. Не могу безопасно выйти из дома, чтобы что-то купить или потренироваться. Я - афганская женщина, и от имени всех афганских женщин, прошу вас помочь мне. Я хочу участвовать в Паралимпийских играх в Токио. Пожалуйста, протяните мне руку и помогите!»...
Но в понедельник, 16 августа, паралимпийская сборная Афганистана официально отказалась от участия в Играх.
«Мы призывали их быть смелыми, теперь они в опасности»
Халида Попал — экс-капитан женской сборной Афганистана по футболу. Она — в безопасности, живет в Дании. В 2016 году попросила убежища. Но сейчас она дает интервью ВВС и плачет.
«Когда в 2007 году мы формировали женскую команду Афганистана, когда впервые стояли на поле под нашим флагом и слышали наш национальный гимн, мы тоже плакали. Тогда это казалось нам таким достижением. А сейчас... Все мечты улетучились, и это похоже на кошмар».
Халида чувствует свою вину: «Столько лет мы призывали девушек и девочек быть смелыми, громко отстаивать свои права и свободу, а теперь они в опасности».
Попал удалила аккаунт национальной сборной в Твиттере, чтобы защитить команду, чтобы помешать идентифицировать нынешних и бывших игроков. И советует всем футболисткам сделать то же самое.
«Я получаю от них сообщения, от тех, кто в Афганистане. Они плачут, они брошены, заперты дома и беззащитны. Они присылают видео, где говорят шепотом, потому что с улицы их могут услышать. Мы призывали их бороться, раскрыть свои лица, а теперь просим спрятаться и удалить фотографии из социальных сетей. Как же это больно».
Халида Попал обратилась в ФИФА и МОК, чтобы помочь защитить тех игроков, чьи личности могут быть известны.
О том же самом попросила и член МОК от Афганистана Самира Асгари. «Пожалуйста, помогите спортсменкам Афганистана, мы должны вывезти их из Кабула. Сделайте что-нибудь, пока стало не слишком поздно», - написала Асгари в Твиттере, сообщает Inside The Games.
Но уже на следующий день этот твит был удален...