- Станислава, на этих Играх у России пять медалей. Не все считают, что это успех с той командой, которая приехала в Токио. У вас какое мнение?
- Можно сколько угодно мечтать о большем, но раз спустя 25 лет мы, наконец, завоевали золотые медали, уже говорит о том, что ребята — молодцы! Российское плавание идет вперед семимильными шагами. В Афинах была одна медаль, Пекин — три медали (еще одну медаль, причем, золотую завоевала Лариса Ильченко на открытой воде, в марафоне на 10 км — ред.), в Лондоне — четыре, в Рио — четыре. При этом не было золотых! И сейчас у нас пять медалей, две из которых золотые! Женя Рылов - настоящий уникум. Уверена, что это только начало.
- Дальше будет больше?
- Ну вы же сами видели, что молодые спортсмены подплывают. Чикунова была четвертая, Клим Колесников, которому 20 лет, впервые за долгое время после Саши Попова конкурировал на стометровке и реально мог выиграть! Но не смог до конца проломить, потому что молодой пока. Выиграть стометровку кролем — это прям вау! Королевская дистанция — есть королевская дистанция. А Женя сам сказал, что рассчитывал на другой результат. Думаю, что тут где-то закралась психология: так сильно хочешь, что пережимаешься и...
- У Юли Ефимовой все время спрашивают, будет ли она заканчивать...
- Да не надо ей уходить! Ну сложилось сейчас так, что поделать. У Юли в принципе вся карьера очень нелегкая. Все - через ее невероятный труд! И освистывали ее в Рио, и гадости говорили, а она при этом остается жизнерадостной, улыбчивой девочкой. Девочкой с железным стержнем внутри. Вот и сейчас — на кубке мира показывала на своей любимой двухсотметровке довольно сильный результат, а на Игры на этой дистанции не отобралась. Может быть, плыви она все-таки двести метров, была бы еще одна медаль... Так что вполне может еще три года плавать. До следующих Игр ведь не четыре года, а три — это уже как-то полгече звучит. Так что надо Юле продолжать!
- Тут даже Антон Чупков собраться уходить.
- А я ему написала сразу: даже не думай! Антон — такой положительный герой в плавании, что ему надо выступать до сорока. Он уже всем все доказал — ведь рекордсмен мира, чемпион мира, призер Олимпиады, но при этом выходит после заплыва и говорит: простите меня, пожалуйста, те, кто в меня верил… Как же это ео характеризует на мой взгляд! Добрейший, позитивный парень. От души я за него болею и считаю, что ни в коем случае ему нельзя заканчивать. 24 года — это не возраст для мужчины.
- Что может спортсмена заставить закончить карьеру в 24 года?
- Скажу вам как человек, который закончил в 22. На свою первую Олимпиаду я отобралась, когда мне было 14 лет. И к 22 годам у меня в багаже был восьмителтний стаж бесконечных, непрерывных тренировок. Есть те, кто готов тренироваться бесконечно, но когда-нибудь наступает опустошение. Но знаете, как часто я думала о том, чтобы вернуться! Только недавно, когда у меня родился ребенок, меня отпустило. Так что думаю, что Антон просто морально устал. Готовился к Олимпиаде в прошлом году, а ее перенесли из-за пандемии. Готовился сейчас, все силы вкладывал. Так что сейчас ему просто нужно отключить телефон, уехать куда-нибудь на месяц, отдохнуть и перегрузить голову. Он вернется совсем с другим настроением.
- Потянет обратно?
- Сто процентов потянет, потому что тренировки — это тяжело, никто не спорит. Но те ощущения, которые ты испытываешь, когда выходишь на старт, тот адреналин, который пронзает тебя, его ни с чем не сравнить и в жизни его очень тяжело найти.
- Перенос Олимпиады тяжело ударил по пловцам? Насколько трудно было готовиться еще год, как считаете?
- Смотря по каким спортсменам. Молодым, думаю, было все равно. Наоборот, за год они еще обтесались. Например, Минаков, у которого четвертое место на ста метрах баттерфляем. Это прекрасный результат! Парню 19 лет, у него вся жизнь впереди, он только набирает ход. А есть, например, возрастные спортсмены, как Настя Фесикова. Ей 31 год, и, конечно, с каждым годом все тяжелее. Особенно тяжело, когда уже есть семья и детки. Так что да, возрастным, думаю, было тяжело. Выходить на пик формы, скажу я вам, вообще физически тяжело. Ты тренируешься, пашешь, а потом тебе говорят: классно, ребята, молодцы, отдыхайте. Вообще, мне кажется, что проходи Олимпиада год назад, и Юля, и Антон были бы с медалями.
- Дмитрий Губерниев в споре с главным тренером сборной Сергеем Чепиком отметил, что штаб ошибся, выводя пловцов на пик формы. Мол, половина команды два месяца назад показывала результаты лучше, чем в Токио. Как считаете, есть в этом здравый смысл?
- Не бывает ошибок спортсменов и тренеров на уровне Олимпиады, я считаю. Возможно, ошибкой было то, что отбор сделали за два месяца до Олимпиады, надо было его раньше делать, в декабре хотя бы, чтобы дать ребятам полгода спокойно и целенаправленно готовиться. Вот в этом возможно есть правда. А ошибок — нет, не верю я в такое. Почему, например, Клима или Женю Рылова смогли подвести к пику, а остальных не смогли? Я была на их трехнедельных сборах в Волгограде. И скажу, что когда я готовилась к Олимпиаде, у нас не было таких условий. Так что, думаю, все будет нормально и будут у нас еще медали. Помнится, как-то на чемпионате Европы я выиграла несколько медалей, мы вообще там много выигрывали, и к концу турнира все ходили и напевали слова российского гимна — так часто он звучал. И вот мне хочется, чтобы мы уже стали свидетелями такого же на Олимпиаде.
- Только случись такое на этой Олимпиаде, все напевали бы Чайковского.
- Да, сейчас такая ситуация. Но мы же говорим о Париже, который через три года. К тому времени, надеюсь, все рассосется.
- А такие ситуации, как слова Лили Кинг, что этой команды не должно быть здесь, или вся эта история вокруг Мерфи и Рылова, они сильно ударяют по психологии спортсмена?
- Ну Женя и Мерфи конфликт разрешили, а на эмоциях можно сказать что угодно. Ту же Юлю сейчас не гнобят так, как в Рио. А то, что команды такой не должно быть, это уж точно решать не тем, кто эти разговоры разговаривает.
- Зато Ефимову гнобят свои же болельщики, она даже написала в Инстаграме об этом. В нашей стране действительно болельщики требовательные и жесткие? И почему Ефимовой так достается?
- Юля просто очень медийный человек. Ее смотрят, читают, от нее всегда чего-то ждут. Я ей, например, написала, что она — легенда! И думаю, все, кто хоть чуть-чуть разбирается в спорте, со мной согласятся. Юля — легенда! Она последние двенадцать лет делает наш вид спорта популярным. А от этой реакции она станет только сильнее.
- Как вам кажется, нынешняя Олимпиада действительно не такая, как раньше? Менее интересная из-за отсутствия зрителей? Ведь когда вы выступали в бассейне, зрители были.
- У меня абсолютно нет такого ощущения, что она менее интересная. А в бассейне на плавании вообще всегда мало зрителей, если честно. Когда выходишь на чемпионате России, мама сидит или парочка друзей... На Олимпиаде, конечно, другое дело. Но когда я выходила, вообще ничего не слышала. Только гул трибун и стук своего сердца, правда, почему-то не в груди, а в ушах. Казалось, потеряю сознание. Но сейчас все находятся в таких условиях, и как говорил мне тренер: неважно, если завтра будет цунами, ты должна выйти и показать лучший результат. И мы видим, что Россия с этим прекрасно справилась.