Доминирования россиян на «Дакаре» могло не быть: висело на волоске

Гонщик рассказал о том, что за неделю до старта не было понятно, состоится ли легендарный ралли-рейд, а также обо всех неизвестных нюансах события

Отревели моторы 43-го внедорожного ралли-рейда «Дакар», одного из самых ярких событий мирового спорта в январе каждого года. У «КамАЗа» в категории грузовиков — очередная победа, причем сейчас это хет-трик. Дмитрий Сотников, Антон Шибалов и Айрат Мардеев оккупировали весь пьедестал. О том, что не попало в телекамеры, и о нюансах легендарной гонки «МК-Спорт» рассказал молодой, но опытный гонщик Артем Доронин.

Россияне доминировали на "Дакаре". Фото: kamazmaster.ru

От «Дакара» остался только бренд. После давних террористических атак в Мавритании гонка переселилась в Латинскую Америку, но вот уже второй сезон подряд караван гоняется по Аравийскому полуострову. И в этом году в категории грузовиков у «КамАза» было полное доминирование: россияне заняли весь пьедестал. Кто-то скажет, что занять первые три места Дмитрию Сотникову, Антону Шибалову и Айрату Мардееву помогло отсутствие главного конкурента MAN, но негласный девиз песчаной многодневки звучит так: «Главное — доехать».

Экипаж Дмитрия Сотникова шел к этой победе годами. «Это что-то невероятное, — сказал он на финише. — Я горжусь всеми ребятами и коллегами из команды. Но за этим стоит труд, который не прекращается весь год». Это правда: руководитель «КамАЗ-Мастер», легендарный Владимир Чагин сказал так: «Новый «Дакар» начинается в тот день, когда заканчивается нынешний». В Набережных Челнах у берега Камы российская суперкоманда занимает целый квартал города. Это не только производственные цеха, но и научные лаборатории, спортивный кластер, тренажерный зал. Словом все, чтобы работа приносила результат. А для гостей создается музей всех поколений «КамАЗов». Один легендарный грузовик вообще выкупили у частного коллекционера: машину пришлось восстанавливать.

А пока герои аравийского кольцевого рейда возвращаются домой, поговорим о гонке с молодым, но опытным гонщиком Артёмом Дорониным, сыном одного из первопроходцев «Дакара» еще во времена СССР Евгения Доронина.

— После южноамериканских Анд равнинный пейзаж Азии это что-то радикально новое...

— Саудовская Аравия второй раз провела гонку у себя в стране. Соглашусь, очень непривычный ландшафт для тех, кто привык к Латинской Америке, где Дакар существовал последнее десятилетие. Честно говоря, большая перемена. Но это еще не все. Южную Америку воспринимали довольно просто, а здесь страна почти закрытая в силу разных факторов, включая религиозные, а при этом она должна была провести доступное для мировой общественности соревнование. Поясню. В ралли-рейдах необходима свобода перемещения, и мы гадали: как это будет достигнуто? Но саудиты большие молодцы, и они проводят «Дакар» на высочайшем уровне с точки зрения организации.

А вот что касается характеристики трассы, то в двух словах: это очень много песка (хотя за этим многие и едут), но много и камней, так как пустыня всегда неоднородна. Когда мы ездили на Дакар-2020, шиномонтажная бригада не останавливалась в своей работе до самого утра. Часто бывало, что машины приезжали без «запасок» вообще. Казалось бы, «техничка» везет запас покрышек, но она же передвигается по лиазону (участок между двух соревновательных отрезков, от французского слова «связка» - Авт.). И помочь по сути может только на бивуаке. Мы думали, что резины может не хватить. И касалось это не только категории грузовиков, но и внедорожников. Случалось, что на половине участка приходилось сбрасывать темп, потому что запасных колес больше не было.

— А повлияла ли пандемия?

— Антиковидные меры тоже подвесили судьбу этого «Дакара» на волосок. И за неделю до старта было непонятно, состоится ли гонка в срок или вообще — произойдет ли? Ведь Саудовская Аравия закрыла все границы. Но здесь нужно снять шляпу перед французским директоратом гонки под руководством Давида Кастера, ведь благодаря их усилиям всех участников пропустили через границу. Помимо тестов, был еще ряд требований. Например, регулярные рейсы сейчас сюда не пропускают, только чартерные по особому разрешению. И если богатые команды летели на своих собственных самолетах, то кто поскромнее, прибегали в том числе и к помощи организаторов. В качестве туриста человек туда не попадет. И если с одной стороны это не очень «демократично», то с другой — на трассе почти исключен фактор нечестной «игры». Потому что иные люди приезжают оказывать нечестную помощь командам. Еще организаторы от принимающей стороны очень серьезно отслеживали взаимодействие с местным населением. Где машины останавливаются, с кем пилоты вдруг общаются. Так что вспышек на «Дакаре» не было.

— В этом году «КамАЗ» соревновался сам с собой. И в составе команды из Челнов только Антон Шибалов пока не получил самую престижную статуэтку бедуина, первый приз «Дакара».

— В генеральной классификации лидирующая тройка не менялась, в итоге весь пьедестал оказался нашим. Самую опасность сейчас представлял МАЗ экипажа Алексея Вишневского. Он молодой, но очень опасный игрок. На «Шелковом пути» 2020 года нам его приходилось догонять. В челнинской команде гонщика считают не слабее Герарда де Роя. Когда мы прописываем тактику, всегда смотрим на этих ребят. Но главное состояло в том, чтобы никто не сломался. Потому что даже если генеральный отрыв составляет часа полтора, то одна нелепая ошибка сведет на нет все старания. Тот же камень, как у Андрея Каргинова в нынешнем году или у Димы Сотникова годом ранее, когда он решил пропустить булыжник между колес, а тот пробил задний редуктор... Пока они в песках чинились, время было упущено, и на лидерство можно было не претендовать. А едут все весьма плотно: иногда на промежуточных отрезках разница между экипажами составляла 0,00. Я такого в жизни не видел! Мардеев от Шибалова на этапах отставал на 5-10 секунд. А случись что, будет безнадежное отставание.

— Артём, а бытовые условия на полуострове каковы?

— Хорошие. Местность широкая и равнинная, так что не приходится конкурировать за место, где будем разбивать лагерь, в отличие от Перу, где грандиозный рельеф, и не везде можно устроиться. Мне там приходилось воевать с организаторами за возможность разместиться. А в прошлом году я всегда знал, где мы будем останавливаться. Питание тоже было качественное, плюс возможность принять душ и обратиться во всякие «санитарные» точки.

Кроме того, была задействована крутая техника для эвакуации машин. Из кабины не успеваешь выйти, а к вам уже помощь спешит. Видно, что страна заинтересована, чтобы «Дакар» и дальше проходил у них. За все взялись, до мелочей. Без крайней необходимости они даже невероятные концерты устраивают — с голограммами, качественным звуком.

— Противостояние француза Стефана Петранселя и катарца Нассера аль Аттия в классе внедорожников просто завораживало. Удивительно, что арабский гонщик еще и олимпийский призер по стрельбе. То есть, талантливый человек талантлив во всем...

— Человек разносторонний и очень развитый. Он и на классическим ралли у себя ездит. Вспоминаю такой показательный случай. Как-то в Монголии на «Шелковом пути» местные организаторы пригласили Антона Шибалова и еще нескольких пилотов на свои традиционные соревнования: борьбу, например. И еще там были всадники на конях, которые на скаку стреляли из лука. И вот, дали попробовать нам. Условия те еще. Сильный ветер, мишень как минимум в ста метрах расположена. Так аль Аттия через 5 выстрелов почти попал в цель. Единственный из пилотов. А как он по дюнам ездит! Примерно как мы ходим по асфальту. Он просто знает, куда ему нужно. Он чувствует этот песок. Скорее всего это у каждого, кто рожден в такой местности, но и этого недостаточно. А он и ездит быстро.

Фотогалерея