О скандале с поддельной справкой Данила Лысенко
Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) должна до 1 июля выплатить международной федерации World Athletics штраф в размере 5 миллионов долларов. Если этого сделано не будет, то все российские легкоатлеты автоматически лишатся права участвовать в международных соревнованиях даже в нейтральном статусе. Такие жесткие условия World Athletics выставила ВФЛА после скандала с прыгуном в высоту Данилом Лысенко: спортсмен нарушил антидопинговые правила (он трижды указывал неверно свое местонахождение и пропускал допинг-тесты), а после попытался оправдаться, предъявив фальшивую справку из несуществующей больницы. Специальное подразделение World Athletics, занимающееся борьбой с негативными явлениями в этом виде спорта – Athletics Integrity Unit (AIU) – 15 месяцев расследовало «дело Лысенко», после чего в ноябре 2019 года были отстранены ото всякой деятельности, связанной с легкой атлетикой, сам Данил Лысенко, его тренер Евгений Загорулько, президента ВФЛА Дмитрий Шляхтин, исполнительный директор ВФЛА Александр Паркин, президент Федерации легкой атлетики Московской области Артур Карамян, начальник отдела спортивных программ ВФЛА Елена Орлова и антидопинговый координатор ВФЛА Елена Иконникова. Вскоре после этого в ВФЛА сменилось руководство, а World Athletics ввело дополнительные санкции и наложило штраф на ВФЛА.
По словам Загорулько решение о выдаче поддельной справки провинившемуся прыгуну принимало руководство ВФЛА:
«Все зародилось в стенах федерации. Они придумали справку, чтобы отмазать его, хотя я категорически был против. Моя позиция была такая: попросить прощения, признать, что балбес. Но они решили справку сделать. И как! Сделать справку из больницы, которой не существует! А потом два года защищать ее! Да сразу надо бы признать, что неправы, наказать виновного.
Я даже вышестоящему руководству говорил, что нужно наказать Паркина за его инициативу — и на этом все закончится. Мне сказали, что не надо. Потому что в этом случае будет пятно на всей федерации, а соответственно и на Министерстве спорта.
Мне сказали, что Лысенко нужно сделать справку. И кто-то этим занимался. Хотя тот же Шляхтин говорил, что в федерации просто переводили справки на английский — и слали дальше, даже не зная, что там. Ну, как такое может быть? Может, в этой справке написано: казнить тебя или помиловать? Но они включают дурака и всем это выгодно.
Был ли глава ВФЛА Дмитрий Шляхтин в курсе? Конечно. Он включает дурака и делает вид, что ничего не знает. Но тебя, если ты руководитель, который ничего не знает, нужно за это судить и увольнять. Эти ребята ничего бы не стали делать без согласия Шляхтина! Так и должно быть. Разрешение на серьезные дела должен давать руководитель.
По моим рекомендациям Борзаковский стал главным тренером (сборной – ред). Он же был в той комнате, когда обсуждался вопрос по Лысенко. Говорит, что выходил в тот момент, когда Паркин предлагал свою схему, что ничего не знает. Как в Португалии сборы проводить — знает. Как в Чолпон-Ате — тоже. А ведь именно там мы вырастили знаменитую Степанову (информатор WADA, обвинившая руководство ВФЛА в коррупции и поддержке допинговых программ – ред.). Спросите у нее, почему там так часто проводят сборы. Киргизия далеко, инспектора редко приезжают. Почему Борзаковский не поднимает эти вопросы? Он всегда в стороночке. Вот и удобный. Дурачком прикидывается. Как и Шляхтин делает вид, что ничего не знают».
О дисквалификациях его бывших учеников
Данил Лысенко – не первый ученик Загорулько у которого возникли проблемы с антидопинговыми органами. Анна Чичерова, выигравшая бронзу на Олимпиаде в Пекине и золото на Играх в Лондоне, олимпийский чемпион Андрей Сильнов и чемпион Европы Александр Шустов – все они тренировались у Загорулько и все дисквалифицированы за нарушение антидопинговых правил. При этом тренер не видит в этом никакой системы и обвиняет во всем бывшего главу Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова:
«Сильнов — однозначный наговор со стороны Родченкова. За Шустова тоже зацепились, все пробы у него отрицательные. У Чичеровой за 2008 год положительная проба, да. Это опять шло от Родченкова. Он же сам говорил, что делал в 2014 году эти свои «коктейли Молотова». Сам сознавался.
Я своим спортсменам ничего запрещенного не давал. Была у Родченкова, особенно активно в последние годы, программа. Он всем говорил, что государственная. И его люди, а шестерок у него было много, раздавали спортсменам что-то. Говорили им: «Ваше дело бегать и прыгать, а отвечать будем мы».
Конечно, можно было отказаться. Чаще всего так и делали. И у того же Сильнова нет ни одной положительной пробы. Если конкретно разбираться, многое писано вилами по воде. Но поди сейчас докажи. Вот у Родченкова спрашивают, знает ли он Шустова. «Слышал». «Виделись когда-нибудь»? «Нет». Так а что ж ты пишешь про него такое?»
О последствиях допинговых скандалов
«Все мы жертвы системы. Я тоже. Всегда добросовестно выполнял все свои обязанности. Моей задачей было готовить людей на медали самых больших стартов. В итоге у меня четыре ордена. И что теперь, жопу ими подтереть? Я даже в больницу не могу попасть! У нас в клинике только направления, все лечения — платные. И что мне дает этот орден «За заслуги перед Отечеством»? Даже нет льготы на койку в больнице. Ничего! Все копейки, которые заработал, теперь трачу на лечение. Что дальше? Если подохну — то ладно, а если буду прикован к постели?
Мы со спортсменами получаем за свои достижения одни деньги, люди наверху за них же — ордена, медали и другие деньги. Хорошо. Вот Шустов, Сильнов, Чичерова — у них отобрали медали. Раз мы в одной лодке, так давайте все, кто причастен к ним, сложим все ордена, медали и все остальное. Ведь кого-то награждали за достижения моих спортсменов. Так пусть тогда, когда у ребят что-то забирают, и они вернут. Но у нас так не получается. Тот же Шляхтин свалил все на меня, сказал, что сам ни при чем, и работает себе министром спорта в Самарской области. Класс! Правильно в народе говорят: украдешь 100 миллионов — выговор, украдешь палку колбасы — влепят два года», – цитирует Евгения Загорулько "СЭ".