Гинер отдал ЦСКА за долги: одним госклубом в России стало больше

Основным владельцем московского ЦСКА стала государственная компания, но клубом все равно продолжит управлять Гинер.

Госкорпорация ВЭБ.РФ объявила о том, что стала владельцем 77 с лишним процентов акций футбольного клуба ЦСКА. Бывший владелец самого успешного российского футбольного клуба XXI века Евгений Гинер останется президентом клуба, который отныне принадлежит государству. "МК-Спорт" объясняет, что это значит.

Фото: Геннадий Черкасов

Случилось пожалуй самое ожидаемое событие российского футбола последних как минимум десяти лет – Евгений Гинер продал ЦСКА. Впрочем, правильнее будет сказать не продал, а отдал. Фактически 77,63% акций ПФК ЦСКА перешли от структур подконтрольных Гинеру к государственной компании ВЭБ.РФ за долги.

Чтобы понять, что произошло, надо вспомнить, что эта компания ссудила армейцам деньги на постройку стадиона. Потом рубль обвалился и кредит стало выплачивать крайне затруднительно. Но и тут госкомпания пришла на помощь – выкупила название стадиона, который построили на ее же деньги. Теперь вот, когда у ЦСКА и без того дела шли неважно и приходилось на всем экономить, чтобы вписаться в финансовый fair play, грянула пандемия коронавируса со всеми вытекающими из нее последствиями. Вот Гинер и принял решение окончательно отказаться от клуба. Команду, можно сказать, отдали за долги по кредиту на постройку стадиона – змея укусила себя за хвост. Ну, если хотите, то не змея, а конь.

Вот официальное заявление председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова, опубликованное на сайте ЦСКА:

По сути, переход 77,63% акций ПФК ЦСКА в ВЭБ.РФ – это решение проблемы долга клуба, который «связывал» ему руки и не позволял инвестировать в развитие. Так что это поддержка клуба в непростой экономической ситуации. Подчеркну, никаких кардинальных перемен в футбольном менеджменте или смены курса в связи с этой сделкой у ПФК ЦСКА не произойдет. Евгений Леннорович сохраняет за собой управление клубом, продолжит свой курс по формированию команды и будет, как и прежде, ставить перед собой самые высокие цели, но уже с очень сильным и надежным партнером.

Слова Гинера приводить смысла нет – ничего важного он не сказал. Лучше просто объясним, что произошло, зачем это произошло и какие будут последствия.

Во-первых, ЦСКА избавился от огромного долга, который якорем тянул команду на дно. Теперь деньги, которые клуб ежегодно выплачивал ВЭБ.РФ, он будет направлять на развитие – покупку перспективных футболистов, воспитание своих звезд и т.д. У Гинера руки, если и не развяжутся, то веревки явно ослабнут – можно будет выпутаться.

Во-вторых, баснословных денег от ВЭБ.РФ ждать не стоит. Их не обещает Шувалов, который, кстати, в отличие от Алексея Миллера с его «Зенитом», к футболу практически равнодушен, даже к ЦСКА. Про них молчит Гинер. Да компания и так сделала для ЦСКА очень многое и продолжает делать, учитывая коммерческое использование названия стадиона за не самый рыночный ценник.

В-третьих, Евгений Гинер останется президентом ЦСКА, войдет в совет директоров, но перестанет быть владельцем клуба. Это значит, что доход, если вдруг клуб умудрится его показать, будет принадлежать не Гинеру, а госкомпании. И только эта компания будет решать, что с ним делать. Это даст Евгению Ленноровичу еще больше свободы – теперь он будет рисковать не своими деньгами, как это обычно бывает, когда клубом фактически управляет не тот, кто им владеет. Цена ошибки снизится. 

В-четвертых, хоть Гинер и останется главой команды, теперь его действия будет контролировать совет директоров, который уже не будет всецело ему подчиняться. С его стороны там будет только гендиректор ЦСКА Роман Бабаев. Еще туда войдут четыре человека из числа высшего руководства ВЭБ.РФ, именами которых мы вам не будем докучать и, внезапно, генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев, как следует из релиза клуба, «давний болельщик ПФК ЦСКА». Это значит, что в обсуждении серьезных финансовых вопросов, как, например, продажа Федора Чалова в Англию за €20 млн, совет может настоять на решении, которое президент не поддерживает. Теперь в совете директоров будет два чисто футбольных человека, один разбирающийся VIP-болельщик и четыре темные лошадки, которых пока все воспринимают скорее как счетоводов.

Ну и в-пятых, в нашей стране стало на один государственный клуб больше, хоть практика и показывает, что такая форма собственности ни к чему хорошему обычно не приводит.

Итог? Скорее ЦСКА от этой сделки стал богаче – как минимум на сумму ежегодного платежа своему нынешнему владельцу. ЦСКА прибавил в политическом весе – теперь он принадлежит не частному, хоть и уважаемому, лицу, а огромной госкомпании – лоббировать свои интересы на самом верху станет проще. Клубу теперь наверняка будет легче искать партнеров, для которых гарантом теперь будет выступать не некто Евгений Леннорович через кучу своих компаний, а ВЭБ.РФ – это, ведь, звучит гордо.

Фотогалерея