ЦСКА всегда уважали. Ненавидели, ругали, иногда нарочито посмеивались во время неудач, но уважали. За то, что это полностью частный клуб. За то, что работает, как бизнес-проект, пусть не всегда успешно. За неожиданные, но меткие менеджерские решения. За то, что выживает самостоятельно. Да не просто выживает, а всегда борется за чемпионство, и иногда его даже завоевывает. Или же выгрызает себе место в Лиге чемпионов, участие в которой необходимо как воздух, потому что приносит в клуб немалые деньги.
«Как Гинер это делает?!» – конечно, президент и владелец (теперь уже бывший) ЦСКА — фигура неоднозначная, но абсолютно точно внушающая трепет и даже почтение. А в среде армейских болельщиков — любовь и полное доверие.
«Зенит» покупает Халка и Витселя по 40 млн каждого (немыслимая для России в то время сумма!), в тот же год ЦСКА тратит в пять раз меньше, делая, впрочем, свое основополагающее приобретение — Марио Фернандеса, умудряется вернуть Вагнера Лава, и выигрывает золото чемпионата России.
По футбольному миру ползет слушок, что у ЦСКА финансовые проблемы и Гинер активно ищет покупателя. О том, что на клубной кассе висит хлесткая надпись «денег нет, но вы держитесь», говорит пассивное поведение армейцев на трансферном рынке. В сезоне 2017-2018 «Зенит» тратит 100 млн и завершает сезон на пятом месте. ЦСКА наскребает 500 тысяч на аренду Бистровича и берет серебро, уступив «Локомотиву» всего два очка.
Все, идет слух, что Гинер продает ЦСКА... А он продает Головина, а потом выкупает Влашича.
Полкоманды, причем ее системообразующая часть, отправляется на заслуженную пенсию, состав напоминает среднюю группу детского сада, а они выигрывают этой сырой командой Суперкубок. А потом два раза грохают «Реал» в Лиге чемпионов.
Денег нет совсем... Но армейцы продолжают идти ноздря в ноздрю с богатыми клубами РПЛ, пропустив вперед только «Зенит», а сами зубами цепляютя за желанное место в Лиге чемпионов.
Это была настоящая романтика. Талантливый президент, которому иногда удавалось творить чудеса. Атмосфера семьи, где все проблемы решаются внутри и ничего не выносится на публику. Ощущение идеального порядка и строго выстроенной иерархии, где все четко выполняют свои функции. Представить себе красно-синие трибуны, требующие ухода Евгения Гинера, как это бывало на трибунах красно-белых, — немыслимо. И даже в нынешнем, таком неприятном для армейцев сезоне, когда все, что в летнее окно было собрано по сусекам за три копейки, так и не разыгралось, когда еврокубковая кампания оказалась позорно проваленной, эта юная команда, пусть нестабильная и неопытная, горела глазами и радовала веселой игрой.
В новое время случались у красно-синих и мутные времена. За ними последовала золотая эпоха, когда жилось кучеряво, сытно. В последнее же десятилетие ЦСКА был клубом, который умеет жить в непростых российских условиях. Экономить и зарабатывать. Или пытаться зарабатывать и еще больше экономить. Когда армейцы поднимались на вершину, все в восхищении разводили руками: ну как это им удается?! Когда проваливались, люди понимающе кивали. Критиковали редко.
Но вы же понимаете, что теперь все будет иначе? Для всех ЦСКА — это теперь государственный клуб. Хотя на самом деле больших государственных денег там и не будет, ВЭБ не обещал вносить в клубную казну мешки с долларами. Они вообще собираются заниматься только стадионом и до сих пор пустующей башней. Но для среднестатистического Ивана Кондратьевича из соседней квартиры будет так: опять на дурацкий футбол тратят народное добро. И если «Зенит» уже привык отбиваться от массированных словесных атак, что вкладывают, мол, вкладывают, а они опять из группы в Лиге чемпионов не вышли. Вышли? Ну в плей-офф обделались. Да так им и надо!
ЦСКА и его болельщикам только предстоит испытать это на своей шкуре. Ощущения будут болезненными. Но возможно, стоит потерпеть, если, наконец, в команде появится забивной нападающий. А горечь легкой грусти от того, что закончилась эпоха и клуб утратил свое обаяние, легко заглушить привкусом золота. Если оно будет, конечно.