Председатель совета директоров и один из владельцев московского «Спартака» Леонид Федун очень любит давать большие интервью. В них он говорит много и так и сыплет громкими заголовками для новостей. Но по факту оказывается, что огромная часть информации если и соответствует действительности, то не вполне и не совсем так, как говорит акционер "Спартака". Самый свежий пример: в одном из интервью Федун утверждает, что действительно болел за киевское «Динамо», потому что в те году в Киеве по-другому было нельзя, а в другом – уверяет, что все это дезинформация, которую распространяли какие-то внешние силы и Артем Дзюба.
"Темные силы нас злобно гнетут"
Вообще о внешних силах Федун в последнее время говорит все чаще, но без конкретики. Ситуацию с Глушаковым "раскачали извне". На «Спартак» организуют постоянные атаки со стороны. Самого Федуна постоянно очерняют неизвестные силы, прибравшие к рукам всю российскую журналистику. Дошло до того, что утечки информации с советов директоров миллиардер связывает не с теми, кто сидел в его кабинете, а с прослушкой личного телефона.
Вы даже не представляете, как страшно быть Леонидом Федуном, когда вокруг – вселенский заговор, а ты один сидишь в красно-белой лодчонке, которую качают огромные волны, а в морской пучине плавают кровожадные чудища.
И в этих условиях человек умудряется думать не только о своем клубе, но о развитии всего российского футбола, о его реформировании, улучшении. Ну или говорит об этом. Еще в 2013 году, помнится, говорил, когда подводил итоги первой десятилетки в клубе и обещал вот-вот вывести его на самоокупаемость. Пока так и не вывел, хотя стадион работает уже несколько лет.
Народный клуб – народу!
Самоокупаемость – любимая тема Федуна. Он – бизнесмен до мозга костей и, видимо, искренне верит, что если все сделать правильно, то и футбольный бизнес в России можно сделать если не прибыльным, то хотя бы безубыточным. Правда, в последнем интервью начали проскакивать несколько другие нотки, которые уловил не каждый.
Цель немного сместилась. Если раньше Федун хотел сделать клуб безубыточным для себя, то теперь хочет наконец выйти на красивые показатели, чтобы избавиться от команды. В интервью это звучит не так резко – владелец акций говорит «передать клуб фанатам». Но при этом проговаривается, что устал вкладывать свои деньги в черную дыру под названием "российский футбол" ("я стану простым болельщиком, как и все остальные. Правда, после этого в «Спартаке» уже не будет и моих личных денег", "самое страшное в том, что ты тратишь свои деньги, а взамен получаешь постоянную нервотрёпку" - это прямые цитаты из последнего выступления Федуна). К 2023 году он хочет показать красивый отчет и каким-то образом отдать клуб в руки болельщиков.
Шаблон считывается идеально – народный клуб отдать народу. Фанаты «Спартака», мечтающие влиять на решения не опосредованно, а непосредственно, бьются в экстазе, примерно так, как бились, когда Федун пообещал к чемпионату мира вывести «Спартак» на IPO – разместить акции клуба на фондовой бирже, чтобы любой желающий смог их приобрести. Но чемпионат мира завершился но назад, и мы теперь слышим слова о передаче клуба болельщикам к 2023 году – еще через пять лет после намеченной ранее даты.
Три варианта для Федуна
Неясен и механизм передачи. Понятно, что слова «передать клуб фанатам» - это красивая обертка, в которую будет упакована какая-то схема. Но какая?
Если речь идет о том же самом IPO, то здесь об управлении клубом фанатами не может быть и речи. В этом случае клуб просто продаст какое-то количество акций и получит взамен определенную сумму денег. Владельцы таких акций не имеют права влиять на судьбу команды – они могут только покупать и продавать эти акции в надежде заработать. Повальный выход клубов на IPO в Европе мы наблюдали в конце 90-х. Тогда число выпустивших акции команд доходило почти до сотни. Сейчас на рынке торгуются акции лишь нескольких из них. Англичане отошли от этой модели. Испанцы тоже. До сих пор можно прикупить акции таких команд, как дортмундская «Боруссия» и туринский «Ювентус». Цена на акции напрямую зависит от состояния дел в клубе. Она скачет в зависимости от слухов и результатов, не только финансовых, но и игровых. Ну и куда «Спартаку» со всей истерикой вокруг клуба соваться в это пекло?
Есть другой вариант – продать фанатам реальные акции – те, которые через целый ряд фирм сейчас сосредоточены в руках Леонида Федуна, Вагита Алекперова и неизвестного публике «частного лица». В этом случае фанаты получат право присутствовать на собраниях акционеров, будут постоянно получать толстые ежегодные отчеты о работе клуба и будут чувствовать себя причастными к управлению командой. Они даже смогут рассчитывать на дивиденды, если вдруг клуб по итогам сезона покажет прибыль. Здесь важнейшим фактором станет то, кто завладеет контрольным пакетом акций. Именно он и будет принимать решения. Миноритарным акционерам останется лишь раз в год качать головами на общих собраниях и молиться на свои акции.
Есть еще испанский вариант, где фанаты не владеют клубом, но имеют право принимать кое-какие решения. За это они платят ежегодные взносы. В «Реале» они на данный момент составляют 120 евро в год. Самое важное из решений, которые принимают фанаты – периодические выборы президента клуба. В «Барселоне» на выборах все официальные члены фан-клуба голосуют напрямую. В «Реале» фанаты избирают нескольких представителей ассамблеи клуба, которая позже решает, кто будет президентом. В остальном они на жизнь клуба не влияют – максимум могут выбрать проект нового стадиона из ряда предложенных клубом.
Что мы имеем в итоге? IPO – утопия, да и она не поможет Федуну избавиться от бремени «Спартака» - реальные акции все равно будут принадлежать ему. Продажа реальных акций тысячам фанатов тоже маловероятна, если только не найдется «фанат», который купит контрольный пакет – кто-то вроде Петра Авена, которого Федун не случайно задел в интервью ("Пётр Авен, который ходил, смотрел, но так ничего и не потратил"). Испанская модель в российских условиях тоже больше похожа на фикцию, у которой есть сразу два минуса. Во-первых, избираемый фанатами президент президент все равно не будет обладать реальными полномочиями - они останутся у владельца клуба. И в этом случае Федун все так же не освобождается от бремени владения «Спартаком», о чем он, судя по всему, так мечтает. А во-вторых, если даже и удастся каким-то чудесным способом и от акций избавиться, и болельщиков привлечь к выборам президента, то останется главный вопрос - где такого президента взять, который согласится вкладывать свои деньги в клуб? Самоокупаемость - красивый лозунг, но в российских условиях еще никому не удалось добиться того, чтобы футбольный клуб сам зарабатывал 120-150 миллионов евро, необходимые для борьбы за чемпионство в РПЛ. Видимо, Федун верит, что болельщики будут выступать в роли жюри на конкурсе красоты, где кандидаты уговаривают фанатов принять десятки миллионов евро в подарок, а те придирчиво выбирают самого симпатичного. Красивый план, мы бы тоже с интересом полюбовались на такое диво.
В общем, фанатам «Спартака» желаем терпения в эту пятилетку. С владельцем клуба, который уверен, что после каждого чемпионства надо менять либо тренера, либо всю команду (а каждые десять лет дает программное интервью с обещанием сделать все красиво), оно не помешает. Болеть за такой интересный клуб дано не каждому.